Человеческое подсознание содержит огромное количество информации о скрытых возможностях и ресурсах. Если попытаться наладить с ним связь, оно помогает найти решение там, где на первых взгляд его нет или оно не очевидно. Кому может быть полезна арт-терапия, какие методы она в себя включает, и какие проблемы помогает решить, aif.ru рассказала социопсихолог, основатель Новой русской школы психологии Нина Рубштейн.
Кому это надо?
Арт-терапия может быть полезна, если человек хочет:
- разобраться с эмоциями и отрегулировать их,
- решить жизненные задачи — вырасти финансово, жениться, решиться на переезд,
- убрать внутренние препятствия и сопротивления,
- завершить трудный эмоциональный опыт,
- развить креативность,
- откорректировать автоматические поведенческие сценарии,
- попробовать новый опыт.
Также к дополнительным показаниям относятся:
- тревожность;
- разные страхи и фобии;
- депрессивные состояния и стресс;
- эмоциональное выгорание;
- сложности с выражением эмоций;
- ощущение одиночества;
- низкая самооценка;
- сложности во взаимоотношениях с семьей, близкими, друзьями, коллегами.
Виды арт-терапии
«Арт-терапевтические техники — эффективные инструменты для познания себя, они работают, как мост между внутренним и внешним. Невозможно изменить то, что не осознал», — говорит эксперт.
Арт-терапия включает в себя много направлений, самые популярные из них:
- Изотерапия: нейрографика, цветотерапия, рисование
- Кинотерапия
- Цветотерапия
- Фототерапия
- Фуд-арт
- Терапия воском
- Тканевая терапия
- Метафорические ассоциативные карты
- Глинотерапия
- Куклотерапия
- Сказкотерапия
- Прослушивание музыки, пение, игра на инструментах
- Танцы
Главное, в любом из процессов — не критиковать себя и не анализировать, что вы делаете. Если вы хотите пойти на сеанс рисования, не думайте о своих способностях, и насколько хорошо у вас получится. Хотите танцевать — танцуйте, словно вас никто не видит. Душа просит песни — пойте, невзирая на слабый голос и проблемы со слухом. Выражайте себя всеми доступными способами, получайте от этого наслаждение. Не нужно ставить себе оценки, задача — лучше понять себя, выразить мысли и чувства.
Сам себе Андерсен
«Арт-подход задействует образное и эмоциональное правополушарное мышление, к которому у многих людей, воспитанных в доминанте логики, нет доступа. Погружаясь в образы, человек проживает события в другой плоскости, что перестраивает нейронные связи восприятия событий, — говорит Рубинштейн. — По этой причине практика арт-терапии способствуют развитию денежного мышления, помогает встретить любимого человека. Это происходит за счет того, что она снимает внутренние ограничения для повышения дохода, прокачивает силы и вдохновение, помогает создавать новые идеи для бизнеса»
Например, можно подключить сказкотерапию. Она поможет сначала осознать, какие проблемы мешают вам достичь цели, а затем и переписать бессознательные автоматические сценарии построения отношений как с финансами, так и с людьми.
Для этого арт-терапия предлагает упражнение «история предмета». Берем любой предмет, и пишем о нем небольшой рассказ, в котором тот будет главным героем. Ну, прям совсем как у Андерсена, героями которого могли быть чернильница, оловянный солдатик и прочие неодушевленные вещи. Подключайте фантазию и не сдерживайте себя — сочиняйте историю его «рождения» и жизни, озвучивайте его мысли и желания, придумайте, какие трудности он испытывал на своём жизненном пути и как оказался там, где вы его обнаружили. Просто отпустите свои мысли, доверьтесь подсознанию и пишите обо всем, что придет вам в голову.
После окончания работы возьмите паузу и на следующий день или через неделю прочитайте рассказ так, будто писали его от своего имени — наверняка вы поймете, почему вы выбрали именно этот предмет, осознаете, что у вас есть общие проблемы с вашим персонажем, поймете, какой инсайт он вам открыл, и сможете многое переосмыслить.
Не жизнь, а сказка!
«Сказка работает так: вы придумываете сказочного персонажа, похожего на вас и ставите перед ним задачу, которая стоит перед вами, — рассказывает социопсихолог. — Дальше вы пишете историю, в которой ваш персонаж двигается к решению. После этого сказку нужно проинтерпретировать, определив, о чем идет речь, если переложить это на свою жизнь. В этой первой (диагностической) сказке человек описывает свои типичные заблуждения и шаблонное поведение, которое мешает ему решить задачу. Благодаря написанию диагностической сказки можно обнаружить этот шаблон. Затем пишется вторая сказка — терапевтическая, в которой вы осознанно помогаете персонажу вести себя непривычным образом и решать задачи. Снова нужно проинтерпретировать — о чем идет речь в реальной жизни?
Благодаря такой работе мозг получает новый сценарий через метафору сказки, задачу, программу, и вы начинаете замечать новые возможности. «Например, до написания такой истории я была несчастлива в личной жизни: не взаимно влюблялась. Стоило поменять концовку сказки и через несколько месяцев я встретила мужчину мечты, поскольку изменились внутренние критерии выбора партнера. Я вышла замуж — мы счастливы вместе уже 10 лет», — признается эксперт.
<!—Расположение: —>