Недосмотренная серия любимого сериала, сюжет недочитанной книги, номер билета на проваленном экзамене и вопросы в нем: все это человек помнит. Вопрос только в том, почему мозг отдает приоритет такой ерунде, а важные вещи запомнить не может. Способность мозга делать выбор при запоминании назвали эффектом Зергайник, в честь советского психолога Блюмы Зергайник, которая доказала, что мозг не любит незавершенности.
В чем суть эффекта Зергайник?
Гипотеза в его основе звучит так: мозг помнит лишь те события или действия, которые не были доведены до финала. Зергайник, будучи студенткой Берлинского университета, вместе со своим руководителем, немецким психологом Куртом Левиным, впервые столкнулась с этим в кафе. Официант отлично помнил все заказы ровно до того момента, пока гости их не оплатили и не покинули заведение. Это натолкнуло Зергайник на мысль, что завершенность действия и запоминание связаны. В последствии она провела несколько экспериментов, которые это доказали: в частности, группе людей давали решать задания, а через несколько дней возвращались с вопросом, какие это были задания, — вспомнить это могли только те, кому по разным причинам не удалось завершить решение.
Чем опасен эффект Зергайник?
Эффект Зейгарник — это особенность памяти, которая заставляет помнить незавершённые дела и стремиться к их завершению. Однако, несмотря на удобство такого подхода, этот эффект может привести к проблемам, если его не контролировать и не использовать в своих интересах.
Мозгу некомфортно от того, что задачи остаются нерешёнными, в результате человек сталкивается с давлением, а это снижает концентрацию и продуктивность.
Человек не просто помнит свои задачи — они словно кричат и требуют внимания. Каждая задача становится центром, пытаясь завладеть всеми ресурсами нашего мозга. В итоге возникает ситуация, когда множество задач конкурируют за приоритет. Это приводит к тревожности, прокрастинации и другим неприятным последствиям.
Как эффект Зергайник используют пикаперы и сценаристы?
Чувство незавершенности играет на руку профессиональным соблазнителям. Есть техника, которая гарантированно заставит женщину постоянно думать о своем новом знакомом и искать с ним коммуникации: пикапер быстро заводит беседу и также резко ее обрывает — эффект Зергайник начинает работать.
Создатели сериалов тоже используют эффект незавершенного действия, оставляя в конце каждой серии вопросы без ответов или обрывая на самом интересном месте — это заставляет зрителя считать дни до выхода следующей серии.
Источники: