Российский рынок модной одежды переживает новый этап развития. Спрос на российские бренды растёт, а вместе с ним растёт и предложение. По опросам, больше половины россиян начали покупать отечественные бренды и только треть ждёт возвращения иностранных. Могут ли отечественные бренды действительно конкурировать с зарубежными? И за счёт чего это возможно?
Эльвира Янковская, стилист: «Я сама на 95% одеваюсь у российских дизайнеров. У нас есть «Лав репаблик», у нас есть «Лайм», да, чуть-чуть повыше сегмент — это «Твелв сториз». В «Тренд айленде» собрано огромнейшее количество российских дизайнеров, которых я очень люблю». Аналитики отмечают, что в 2023 году число отечественных брендов в России выросло до более чем 33 тыс. компаний — это почти на 10% больше, чем 2,5 года назад. При этом большинство владельцев российских брендов говорят о росте своего бизнеса.
При уходе зарубежного сегмента российские бренды начали узнавать больше. Они пошли в массы. Сами эксперты говорят, что лёгкая промышленность в России — это молодая отрасль. По их словам, российским брендам и производствам ещё предстоит научиться работать друг с другом и подстраиваться под запросы развивающейся в России фешн-индустрии.
Одежды российских брендов в магазинах стало больше. Фото © Life.ru
Однако уже сейчас есть не только бренды, которые производятся в России, но и целые промышленные технопарки, которые могут оказывать дизайнерам полный спектр услуг в лёгкой промышленности — от печати тканей до пошива.
Производство российских товаров растёт. Фото © Life.ru
Юлия Кудрявцева, основательница бренда одежды Seven lab, рассказала, что половину тканей они печатают именно здесь, в России. Эти ткани участвовали во всех зарубежных выставках. Это шикарное качество, все принты, которые отрисовывают в компании, воплощаются в жизнь. Соответственно, можно сказать, что бренд также использует и российские ткани.
Полина Павлова, руководитель пресс-службы Департамента инвестиционной и промышленной политики Москвы: «В Москве на сегодняшний день располагается 4200 разных заводов, фабрик, компаний, которые ручками в прямом смысле здесь что-то делают. Это довольно известный в Москве промышленный технопарк с акцентом на лёгкую промышленность. Довольно большая площадка, где сегодня располагаются компаний 30, может быть чуть больше. Здесь, например, располагается фабрика, которая печатает ткани. То есть ты можешь заказать у них любой узор на твой вкус. Либо заказать у них узор с помощью искусственного интеллекта».
Мебель
Для многих покупателей новости про ИКЕА стали настоящим потрясением. Шведский гигант занимал до 20% рынка, и с его уходом освободилась ниша для российских производителей. При этом часть товаров ИКЕА производилась на российских фабриках и на нашем сырье. Мы решили разобраться, легко ли сейчас недорого и красиво обставить свою квартиру мебелью.
Анна Муратова, арт-директор мебели Pragma, рассказала, что сердце дома, без чего людям тяжело переехать, невозможно точнее, — это кухня и спальное место. В компании совсем недавно начали делать кухни как раз низкого ценового сегмента, но при этом очень хорошего качества. Там есть разные цвета, поэтому семья может подобрать дизайн на свой вкус.
В России сейчас около 30 тысяч отечественных производителей мебели. С ростом популярности маркетплейсов покупатели уже привыкли, что в Интернете можно заказать всё — от продуктов до кровати. Поэтому многие из мебельных компаний помимо собственных магазинов также начинают развивать этот канал продаж и могут доставить свою продукцию в любой уголок страны.
Алла Котюга, директор по развитию бизнеса мебели в «Яндекс.Маркете»: «С уходом крупных иностранных компаний, в частности одной крупной иностранной компании, которая занимала до 20 процентов всего мебельного рынка, освободилась огромная ниша. Когда ИКЕА объявила об уходе с рынка, ко мне пришёл «Яндекс» и попросил реализовать такую идею. Собственно с этого всё началось, я подбирала команду. Мы стартовали наш проект по созданию собственной торговой марки мебели около года назад. Отдельно была выделена целая проектная группа ребят для работы над этим проектом. Совсем недавно у этой торговой марки появилось имя. Это бренд «Прагма». И под этим брендом мы продаём товары для дома и мебель».
Фото © Life.ru
2023 год отечественная мебельная индустрия закончила с рекордными показателями. Выпуск продукции вырос на 33% и достиг 66,7 млн единиц. Объём рынка вырос на 25% и достиг 496,8 млрд руб., что называют историческим максимумом за весь период наблюдений. Потенциал для роста мебельного рынка сохранится и в 2024 году.
Тимур Иртуганов, генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России: «Кстати говоря, российская мебель оценивается экспертами международными на очень высоком уровне именно по соотношению «цена – качество». И не в последнюю очередь это достигнуто благодаря тому, что за последние пять-семь лет ведущие предприятия прошли серьёзнейшее техническое перевооружение. То есть новое оборудование поставлено на подавляющем большинстве крупных ведущих предприятий. На многих стоят такие производственные линии, аналогов которым единицы в Европе, в принципе во всём мире».
Анна Муратова, арт-директор мебели Pragma, отметила, что в компании очень сильно следят за тем, какая цена получится у товара. И если берут высокую ценовую категорию, это значит, что покупатель получит какое-то дополнительное для себя преимущество. Например, если речь идёт про кровать, то в низкой ценовой категории это будет просто кровать, а в высокой ценовой категории это значит, что будет большое изголовье, мягкое, подъёмный механизм, где будет дополнительное хранение.
Кино
Теперь отечественных фильмов и сериалов снимается в два раза больше. Специалисты отрасли рассказали, как работается в современных реалиях и что нужно сделать, чтобы российское кино могло конкурировать с зарубежным.
Сарик Андреасян, режиссёр: «Российские сериалы ставят рекорды! Например, «Жизнь по вызову», которую мы снимаем. Последние два года она ставит рекорды на платформе, и по количеству зрителей тоже. И российские фильмы тоже ставят рекорды! «Чебурашка», не важно там… Вы видели кассовые фильмы, которые и три миллиарда уже делают. То есть мы говорим про сборы «Аватара», которые были у нас».
Фото © Life.ru
Полина Ильина, продюсер, рассказала, что в последние три года платформы растут просто бешеными темпами. Например, если рассмотреть прошлый год, то к началу 2023 года платформы подошли с 30 миллионами пользователей у себя в подписках, а закончили год с 45. Поэтому рост гигантский. Практически в два раза вырос интерес к российскому контенту. Например, если в 21-м году платформы снимали в общей сложности 150 «ориджиналс» в год, в этом году они заявили цифру 300.
Получается, западные бренды фактически скрывали от нас отечественные. Уход зарубежных марок позволил нашим производителям наконец выйти из тени и доказать, что «сделано в России» — уже знак качества.
Для комментирования авторизуйтесь!