Актуально
Сб. Ноя 23rd, 2024

«Всё лицо было измятым». Как Наталья Тенякова к любви и славе шла

By Admin Июл3,2024 #Персона

Иногда артисту достаточно одной роли в кино, чтобы прославиться на всю страну. Наталья Тенякова к работе на съемочной площадке всегда относилась равнодушно.

«Для меня это неинтересно, скучно… Снимают отдельными кусками, то с конца начнут, то с середины», — говорила она в интервью. Её страстью был театр, которым она заболела с детства, и театральные зрители, ходившие сначала в ленинградский Большой драматический театр, а потом — в московский МХАТ, знали, любили и ценили эту актрису. Но известной её сделала как раз роль в фильме Владимира Меньшова «Любовь и голуби» — правда, об этой роли она всегда вспоминала с легкой нервозностью.

[embedded content]

«Я была толстой девкой с двумя косицами»

Но вообще её путь к этой роли начался лет за двадцать до того, как Меньшов увидел одноименную пьесу на сцене «Современника». Она родилась в Ленинграде 3 июля 1944 года — как вспоминала сама Тенякова, «сильно недоношенной». Родители были далеки от искусства — семья инженеров, — но и песни слушали, и сами пели и танцевали, как, наверное, все в те времена. Так что после школы она поступила в институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК), на актерский курс Бориса Зона. Тенякова считала, что никогда не стала бы актрисой, если бы попала к другому педагогу. «Меня просто сломали бы… Я была толстой девкой с двумя косицами. А Зон во мне что-то увидел», — вспоминала она.

Наталья Тенякова в роли Вари Асенковой в фильме «Зеленая карета». 1967 г.

Вообще это было странное переплетение людских судеб. За много лет до Теняковой у того же Зона училась Зинаида Шарко, которая к середине 1960-х уже была одной из ведущих актриса БДТ великого Георгия Товстоногова — и супруга ещё одного «товстоноговца», актера Сергея Юрского. Для ленинградки Теняковой Шарко и Юрский были небожителями, и когда её на третьем курсе пригласили сыграть небольшой эпизод со своим кумиром, она едва не грохнулась в обморок во время прослушивания. Но сблизились они позже — после недолгой работы в ленинградском «Ленкоме» Тенякову позвали в БДТ, она приняла приглашение — и вскоре окончательно влюбилась в своего коллегу по труппе. Чувство оказалось взаимным, им обоим пришлось разводиться — актриса была замужем за своим сокурсником, будущим режиссером Львом Додиным, но таиться от него не стала, просто пришла и сказала, что влюбилась в другого. Впрочем, получившаяся семья оказалась очень крепкой, хотя им пришлось перенести многое — в том числе и скандальный переезд в Москву.

Евгений Стеблов (слева), Сергей Юрский и Наталья Тенякова в сцене из спектакля «Гедда Габлер». 1984 г.
Евгений Стеблов (слева), Сергей Юрский и Наталья Тенякова в сцене из спектакля «Гедда Габлер». 1984 г. Фото: РИА Новости/ В. Баженов

«Наташ, ну тебе-то зачем?»

Тенякова вышла замуж за Юрского в 1970-м, через три года у них родилась дочь Дарья, и почти одновременно Юрский оказался между двух огней. Его почему-то невзлюбили партийные власти Ленинграда, ему почти не давали сниматься на «Ленфильме» — и он ездил в Азербайджанскую ССР, чтобы играть в проходных картинах местной киностудии. А в БДТ у актера был вялотекущий конфликт с Товстоноговым, который недоверчиво относился к режиссерским амбициям Юрского и обвинял его в намерении устроить «театр в театре». Всё это продолжалось несколько лет — и закончилось тем, что Юрский принял предложение московского театра имени Моссовета и уехал в столицу. Тенякова последовала за мужем — в новых город, в новый театр, в новый дом.

Она вспоминала, что когда решение о переезде уже было принято, её уговаривали остаться в Ленинграде и в БДТ. «И вот тут начались всякие гадкие уговоры: „Наташ, ну тебе-то зачем? Тебя-то никто не трогает, останься в Питере. Ты первая актриса БДТ, будешь играть все роли…“ Я в тот же день пошла и сменила фамилию на Юрскую», — рассказывала она.

Правда, для театральных программок и титров кинофильмов она так и осталась Теняковой, но Юрской была не только по паспорту, но и по велению сердца.

Наталья Тенякова в роли Мамы и Сергей Юрский в сцене из спектакля «Полеты с ангелом. Шагал» в театре им. М.Н. Ермоловой.
Наталья Тенякова и Сергей Юрский в сцене из спектакля «Полеты с ангелом. Шагал» в театре им. М.Н. Ермоловой. 2015 год. Фото: РИА Новости/ Рамиль Ситдиков

«Меня загримировали до неузнаваемости»

Фильмография Теняковой выглядит весьма необычно. У неё было несколько ролей в самом начале карьеры, в конце 1960-х, изредка она снималась и в новом российском кино — например, во «Французе» Андрея Смирнова в 2019-м. И были две работы в восьмидесятые, одна из которых затмила всё остальное, что она сыграла на экране. Это баба Шура из ленты «Любовь и голуби». Актриса признавалась, что попала в эту картину вопреки своему желанию — Меньшов никак не мог подобрать для Юрского партнершу и уговорил его посодействовать с приглашением супруги. В итоге они вместе играли тех, кто был далек от их реального возраста — 47-летнему Юрскому достался пожилой деревенский алкаш, а 40-летней Теняковой — пожилая деревенская женщина.

«Любовь и голуби», 1984 год.

«Меня загримировали до неузнаваемости. Потом все лицо было измятым. Знаете, что такое пластический грим? Когда его снимаешь, на лице еще долго остается отпечаток — хоть утюгом разглаживай», — вспоминала она.

Актриса признавалась, что очень любит этот фильм, хотя в нём всё было «чересчур». А ещё она признает, что эта роль сделала её узнаваемой не только в театральной среде.

Вообще пара Юрский-Тенякова была удивительно гармоничной не только на киноэкране. Они прожили вместе почти полвека — до самого ухода из жизни Сергея Юрского в 2019 году. Без скандалов, без выяснений отношений — просто жили вместе, не считая славу партнера, а лишь поддерживая друг друга.





<!—Расположение: —>

Источник АиФ Культура

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *