Портал Bloomberg сообщил о том, что Россия в ответ на принятие 14-го пакета экономических санкций сражу же занялась созданием нового теневого флота для вывоза в третьи страны российского СПГ.
По мнению американских журналистов, Россия справится с указанной задачей с учетом положительного опыта, приобретенного ею при создании серого флота для морской транспортировки российской нефти.
Новый теневой флот для экспорта российского СПГ начал формироваться в Дубае. Об этом сообщили специалисты онлайн-платформы Equasis, которые отслеживают данные о регистрации газовозов. По их сведениям, за последнюю неделю сразу 8 газовозов ледового класса были проданы неизвестным ранее компаниям, которые могут быть как-то связаны с Газпромом и Новатэк.
Неделей ранее Еврокомиссия утвердила 14-й пакет экономических санкций в отношении России. Он предусматривает запрет на транзит и реэкспорт российского газа в третьи страны из ЕС, но при этом разрешает поставку российского сжиженного газа в 27 стран Евросоюза без ограничений.
Ранее значительная часть российского СПГ поставлялась на экспорт в третьи страны через европейские порты. Это объяснялось более удобной логистикой и наличием множества покупателей российского СПГ в Европе.
Несмотря на то, что ограничения на экспорт российского СПГ в страны Европы в 14-м пакете не были введены, российские власти не исключают введения такого запрета в будущем. Это вынуждает российские газовые компании уже сейчас заняться изменением логистики и поиском новых клиентов в Азии.
Помимо этого, создание теневого флота под российский СПГ обусловлено введенными ранее американскими санкциями в отношении новых российских СПГ проектов. Меры, предпринятые американским Минфином, привели к отказу южнокорейских и китайских судоверфей от строительства по заказу НОВАТЭК и Газпрома новых газовозов ледового класса.
Сейчас строительство таких судов для российских компаний ведет лишь российская судоверфь Звезда, но она перегружена заказами на строительство нефтеналивных танкеров.
В этих условиях вполне логично, что у российских компаний появился интерес к приобретению бывших в употреблении газовозов ледового класса. С их помощью Россия планирует обойти новые ограничения западных стран.
А тем временем, федеральная таможенная служба России сообщила, что благодаря западным санкциям, введенным с начала российской СВО, российский бюджет дополнительно получил 5 трлн рублей. Произошло это ввиду того, что российским компаниям удалось перезаключить нефтегазовые контракты с контрагентами из дружественных стран на более выгодных условиях в сравнении с долгосрочными контрактами, заключенными ранее с европейскими энергоконцернами.