«В последнее время правоприменительная практика существенно изменилась, уголовная ответственность за налоговые преступления, особенно если они связаны с отмыванием денег, становится более строгой. Это неудивительно, ведь подобные преступления наносят ущерб экономике страны. Легализация (отмывание) денег — это процедура, задача которой придать видимость законности источника получения денежных средств, полученной от противоправной деятельности. Это могут быть деньги, полученные от коррупционных схем, а также преступные доходы теневого бизнеса», — рассказала «Российской газете» адвокат Анастасия Селиванова.
Она пояснила, что в российской законодательной базе ответственность за преступления подобного формата предусматривается:
• ст.174 УК РФ (под эту статью попадают все дела, связанные с отмыванием денег, полученных другими лицами в результате преступной деятельности;
• ст.174.1 УК РФ (предусматривается наказание за легализацию собственных средств, полученных в результате противоправной деятельности).
Уличенный в противоправном деянии злоумышленник может получить:
• штраф в 120 тыс. рублей или в виде дохода за период до 1 года (200 тыс. рублей или доход за период от 1 года до 2 лет — для крупного размера);
• лишение свободы до 2-х лет (крупный размер — более 1,5 млн рублей);
• принудительные работы на 3 года, лишение свободы на 5 лет, штраф в 500 тыс. рублей и запрет на занятие определенных должностей (если преступление совершенно группой по предварительному сговору или с участием должностного лица);
• штраф в 1 млн рублей, лишение свободы на 7 лет (при попытке легализации денег в особо крупном размере — от 6 млн рублей).
В ст.28.1 УПК РФ указано, что, если преступник выплатил всю сумму недоплаченных налогов, против него могут прекратить уголовное преследование. Однако данное правило не затрагивает преступления, связанные с отмыванием противозаконных доходов. Таким образом, даже если сумма налогов будет полностью перечислена в бюджет, нарушитель все равно столкнется с уголовным преследованием по другим преступлениям.
«Борьба с легализацией преступных доходов — общая проблема для всех стран. Именно поэтому большинство государств придерживаются международных нормативных актов, в частности, Конвенции об отмывании средств и Четвертой директивы ЕС. Они устанавливают, что под отмыванием понимается не только получения незаконных средств, но и использование и передача собственности, если известно о ее противоправном происхождении. Как показывает практика, именно эти два стандарта принимаются за основу в вопросах борьбы с отмыванием денег при формировании национальных законодательных баз. Это позволяет разрабатывать более эффективные методики борьбы с легализацией преступных денег», — уточнила юрист.
По её словам, в России практика по делам об отмывании денег все еще находится в стадии формирования и становления. Несмотря на то, что в нашей стране существуют нормативные акты, регулирующие эту сферу, многие аспекты все еще остаются неясными. Например, Пленум ВС РФ №48 от 26.11.2019 года определяет момент совершения преступления по ст.198 и 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов). Однако в реальной судебной практике это положение может интерпретироваться совершенно по-разному.
«В Постановлении Пленума ВС РФ №32 от 07.07.2015 года говорится о том, что предметом преступления следует признавать не только деньги и имущество, полученные незаконным путем, но и те материальные активы, которые были получены как вознаграждение за совершенное преступление. В этом же Постановлении также идет речь о смешении легальных и нелегальных доходов. ВС РФ рекомендует в подобной ситуации ориентироваться прежде всего на факт преступления (отмывание денег), в результате чего данные дела должны квалифицироваться по ст.174 и 174.1 УК РФ», — добавляет адвокат.
По мнению многих экспертов, решением проблемы регулирования вопросов, связанных с отмыванием, денег может стать изменение положений с.28.1 УПК РФ и 76.1 УК РФ. Это позволит освободить от ответственности граждан, совершивших преступление впервые (при условии, что нарушение связаны исключительно с уклонением от налогов).
«Подобный подход позволит создать стимул для лиц, уклоняющихся от налогов к добровольному возмещению ущерба. Учитывая тот факт, что в случае выявления преступления против них не будет открыто уголовное производство (если нарушение впервые), это положительно скажется на всей судебной практике. Учитывая текущие законодательные инициативы и практику применения, налогоплательщики, уличенные в неуплате налогов, рискуют столкнуться с обвинениями в легализации денежных средств. Это приведет к неблагоприятным последствиям для бизнеса и усугублению личной ответственности», — заключила Анастасия Селиванова.