Как отмечается в материалах, работа по реформированию контрольно-надзорной деятельности с 2019 года ведется по трем направлениям: создание понятных и исполнимых норм и правил, применение прозрачной процедуры контроля и постоянное совершенствование двух этих этапов на основе обратной связи. Частью работы является и парламентский мониторинг правоприменительной практики.
Председатель Комитета Госдумы по контролю Олег Морозов пояснил «РГ», что в рамках парламентского контроля проводится постоянный мониторинг контрольно-надзорной деятельности, включая проведение «правительственных часов». Еще на стадии разработки закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» в него включили положение о ежегодной подготовке Правительством Сводного доклада о государственном и муниципальном контроле. Депутаты рассматривают его ежегодно.
«Обсуждение Сводного доклада дает возможность формулировать более точные и выверенные решения в части донастройки системы контрольно-надзорной деятельности», — подчеркнул он.
Как отмечается в отчете, в прошлом году было проведено 353 тысячи проверок, что почти в пять раз меньше в сравнении с 2019 годом. При этом бизнес контрольные мероприятия затронули в меньшей степени — на них пришлось всего 90 тысяч проверок. Остальные же коснулись строящихся и социальных объектов.
Акцент в контрольно-надзорной деятельности сделан на профилактике: в 2023 году прошло более одного млн профилактических визитов, что почти втрое больше числа проверок. Главным отличием профилактики от контрольных мероприятий является то, что по итогам визитов не предусматриваются какие-либо санкции: инспектор только проводит выездную консультацию по вопросам соблюдения законодательства и указывает на признаки нарушений.
Ключевой элемент реформы контроля и надзора — это система обратной связи с бизнесом. Для этих целей на Госуслугах работает сервис обжалования решений контрольных органов. Предприниматели могут оставить жалобу без вовлечения в длительную судебную тяжбу, а государство — поставить задачи от компаний для улучшения сферы надзора. Фактический срок рассмотрения обращений составляет 11 дней, что почти в 2 раза меньше законодательно установленного срока (норматив — 20 дней). На эффективность сервиса указывает то, что в прошлом году через него было подано свыше пяти тысяч жалоб, что на 40% превысило показатели 2022 года. При этом с момента запуска механизма в июле 2021 года подано всего более 10 тыс. жалоб.
Также в августе прошлого года на Госуслуги добавили возможность обжалования категорий риска, благодаря чему бизнес может оспаривать категорию риска нарушения обязательных требований, присвоенную объекту.
Снизить административную нагрузку на организации позволило внедрение риск-ориентированного подхода при проведении проверок, который предполагает, что контроль допустим только в тех местах, где есть риск ущерба для здоровья или имущества человека. За это отвечают так называемые индикаторы риска или иными словами «красные флаги». Плановые проверки, в частности, проводятся в аэропортах и шахтах. На них приходится примерно 14% от всех объектов контроля в России.
«Риск-ориентированный подход направлен на то, чтобы бизнесу было экономически выгодно не нарушать нормы и правила за счет публичности индикаторов рисков. То есть проверяют только тех, кто нарушает», — сказали в аппарате вице-премьера — главы Аппарата Правительства Дмитрия Григоренко.
Там объяснили, что достигается это за счет того, что вся контрольная система оцифрована, а это позволяет развивать сервисы для бизнеса.
На необходимость проведения внеплановой проверки указывают индикаторы риска — набор косвенных признаков нарушения законодательства. При этом сам по себе индикатор не является нарушением. В 2023 году число таких индикаторов выросло в два раза — на данный момент на федеральном уровне их более 400. «РГ» писала о донастройке индикаторов риска в работе операторов связи и компаний, использующих биометрию для аутентификации пользователей.
Работа с рисками помогает властям при наличии соответствующей информации принимать превентивные меры. В отчете уточняется, что в прошлом году число проверок по индикаторам риска выросло в 14 раз, а их эффективность превысила 80%. При этом средняя эффективность проверок по другим основаниям составила порядка 50%.
Более того, по поручению президента со следующего года ожидается законодательное закрепление проведения проверок только на основании риск-ориентированного подхода. По этой причине планируется расширение количества индикаторов риска и их донастройка. Фокус внимания в первую очередь будет направлен на то, чтобы сделать риски публичными и понятными, чтобы предпринимателям было понятно, почему в отношении них проводятся проверки.
Олег Морозов добавил, что по итогам «правительственного часа» в Госдуме приняли постановление, содержащее несколько поручений по законопроектной и практической доработке контрольно-надзорного механизма в России: они, в частности, касались снижения административной нагрузки на бизнес в сферах лицензирования и разрешительной деятельности.
«Многие из этих предложений уже стали законами», — отметил он.
Еще одно направление работы, о котором говорится в докладе — это цифровая трансформация контрольных органов.
«Модель жизнедеятельности усовершенствованной контрольно-надзорной системы полностью цифровая. Все данные в рамках этой деятельности, начиная от плана проверок, собраны в единой информационной системе», — говорится отмечают в аппарате Григоренко.
В этой системе представлена вся информация о контрольной деятельности по всей стране. Данные здесь систематизированы по контролирующему органу, видам надзора, территории и другим показателям.
Федеральная информационная система контрольно-надзорной деятельности интегрирована с ресурсами Генпрокуратуры. За счет этого контролер не может выйти на проверку, не внеся информацию о ней в систему: в частности, нужно указывать причину проведения контрольного мероприятия.