В этом году она была посвящена теме, вызывающей интерес и широко обсуждаемой во всех странах — искусственному интеллекту (ИИ).
Полный текст лекции «Право и вызовы искусственного интеллекта» размещен на официальном сайте «Российской газеты», однако позиция главы высшего юридического органа страны по данному вопросу абсолютно ясна из нескольких важных тезисов.
Риски, объективно связанные с искусственным интеллектом, огромны — от возможных и при этом неконтролируемых искажений в алгоритмах принятия социально значимых решений до лежащих на поверхности рисков неблагоприятных последствий для рынков труда, неприкосновенности частной жизни, физической неприкосновенности, гражданских свобод и даже глобальной безопасности.
Моделирование правового статуса искусственного интеллекта должно базироваться, во-первых, на принципе защиты прав и свобод человека
Для привлечения искусственного интеллекта к ответственности нет ровно никаких оснований. Их нет уже по одной причине отсутствия субъективной стороны — вины.
Отсутствие вины, как внутреннего психического отношения к совершенному деянию, эмоций как душевного состояния в момент противоправного посягательства. Нет смысла придумывать для программы наказание, негативные эмоции от которого она не будет переживать.
«Возможно ли оцифровать человечность, любовь, эмпатию — всё то, что слагает нашу идентичность? Отвечаю — нет», — подчеркнул Валерий Зорькин. А потому, уверен он, мыслительный процесс искусственного интеллекта никогда не будет подобен человеческому.
Для того чтобы обладать дееспособностью и самостоятельно реализовывать личные права, требуется набор психических свойств. Их отсутствие у искусственного интеллекта хотя и не аксиома, но неопровержимая презумпция. В противном случае ввиду громадных и принципиально непредсказуемых рисков для человечества искусственный интеллект просто не имел бы права на существование.
Главной проблемой является не столько искусственный интеллект как особый источник повышенной опасности. А та зловещая интенция, которая сквозит в попытках его субъективации. Мировоззренческая матрица, порождающая в том числе идеи наделения искусственного интеллекта личным статусом. Имя ей трансгуманизм. Трансгуманизм втягивает нас в неконтролируемую гонку человеческого и искусственного интеллектов, полностью высвобожденных от всего, что составляет «высокую метафизику» человеческого духа.
По мнению главы КС РФ, моделирование статуса искусственного интеллекта инспирировано корпорациями, алчущими сверхприбылей при полной безответственности. Тем не менее люди склонны полагаться на уверения технологов в отношении ценностных характеристик, будто бы заложенных в продвигаемые ими продукты. Не исключая искусственного интеллекта.
В онтологическом плане большое беспокойство вызывает не только создание киберсущностей, похожих на нас (искусственный интеллект), но и еще больше стремление сделать человека схожим с машиной (кредо трансгуманизма). Устранение национальной самобытности, вызванное вторжением технологий, воспринимается как неизбежность.
Искусственный интеллект и его внедрение может фатально изменить представление людей о самих себе, привести к распаду человеческой идентичности.
Валерий Зорькин уверен, что ответ на технологические сверхвызовы, очевидно, не в том, чтобы позволить искусственному интеллекту разгуляться и в конечном счете высвободиться из-под контроля создателя-человека. И не в том, чтобы нам самим стать киборгами, то есть частично машинами, дабы иметь возможность подключаться к искусственному интеллекту и устремляться вслед за ним, куда бы он нас ни вел. И не в том, чтобы наделить искусственный интеллект личными правами. Ведь все это создает предельно комфортные условия для антигуманного и аморального трансгуманистического будущего без Человека.
Так из чего же, обобщая вышесказанное, нужно исходить с позиций Права, встречая не только будущее, но и настоящее, уже пронизанное искусственным интеллектом? ИИ не является носителем критически важных составляющих личности (души, свободного сознания, чувств, интенциональности, личных интересов). Поэтому, несмотря на сверхмощную скорость обработки информации, в разы превосходящую возможности человека, искусственный интеллект остается программой с привязанным к ней материально техническим обеспечением.
Моделирование правового статуса искусственного интеллекта должно базироваться на двух краеугольных принципах.
Во-первых, на принципе защиты прав и свобод человека, в том числе права на труд, а также создание благоприятных условий для адаптации человека, не отягощенного специальными инновационными компетенциями, к цифровой экономике.
Во-вторых, на принципе безопасности через противодействие противоправному использованию искусственного интеллекта, а также предупреждение рисков негативных последствий даже правомерного использования соответствующих технологий», — подчеркнул председатель Конституционного суда РФ.
На XII Петербургском международном юридическом форуме выступил и председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Он говорил о влиянии миграционных процессов на экономическую, политическую и социальную сферы государства и общества.
Председатель СК России привел данные о количестве преступлений приезжих. Так, в прошлом году увеличилась доля расследованных особо тяжких преступлений в общем массиве преступности мигрантов с 19% до 26%. Бастрыкин выразил обеспокоенность увеличением по итогам прошлого года половых преступлений, совершенных иностранными гражданами, экоеомических, в сфере незаконного оборота наркотиков и экстремистского характера.
Глава СК заявил, что его ведомство видит, как расширяется география миграционной преступности. Значительное число таких преступлений фиксируется в Самарской и Челябинской областях, в Алтайском крае, в Ямало-Ненецком АО, Тамбовской, Кемеровской, Пензенской и ряде других регионах. Наряду с преступлениями мигрантов расследуются дела против должностных лиц, совершивших преступления в сфере миграционного учета.
Следователями Следственного комитета в этом году привлечены к уголовной ответственности 77 человек, среди которых сотрудники миграционных подразделений органов внутренних дел.
Еще Бастрыкин говорил о важности синхронизации процедуры получения паспорта гражданина Российской Федерации с одновременной постановкой на воинский учет. Он подчеркнул, что в октябре 2023 года в СК России создана специальная группа. В результате приложенных усилий во взаимодействии с профильными министерствами и ведомствами поставлены на воинский учет более 30 тысяч так называемых новых россиян, 10 тысяч мигрантов направлены в зону проведения СВО.
Александр Бастрыкин подчеркнул, что Следственным комитетом в пределах компетенции «осуществляется весь комплекс процессуальных мероприятий, направленных на предотвращение преступности мигрантов, однако исключительно мерами уголовно-правового характера преодолеть негативные тенденции крайне затруднительно».
Глава следственного ведомства предложил задействовать граждан России в тех сферах, где сейчас преобладают иностранцы: «Самое главное — изменить миграционную политику России, точно обосновать необходимость, а, может быть, даже вообще сделать так, чтобы внутренние ресурсы решили свои политические, экономические, национальные и другие проблемы», — резюмировал Бастрыкин.
Также в рамках ПМЮФ прошло совещание министров юстиции из двадцати четырех стран. Министр юстиции РФ Константин Чуйченко, выступая, подчеркнул: прошедшее совещание демонстрирует, что отношения между странами основываются на взаимовыгодном партнерстве.
«Широкий и представительный круг участников совещания показательно демонстрирует, что отношения между нашими странами основываются на крепкой дружбе и взаимовыгодном партнерстве. В прошлом году данный формат оправдал ожидания и подарил нам глубокую дискуссию, которая позволяет осветить все многообразие задач, стоящих перед нашими министерствами», — сказал Чуйченко.