До сих пор регион входит в число лидеров: 272 предприятия являются участниками проекта, суммарный эффект преобразований превысил три миллиарда рублей. В регионе 73 процента предприятий-участников превышают целевой показатель роста производительности труда в пять процентов в год – у нас один из лучших результатов в стране. И это не одномоментный скачок, участие в нацпроекте способно и далее влиять на развитие предприятий, уверен Александр Казаков, генеральный директор Фонда технологического развития промышленности Свердловской области, на базе которого функционирует Региональный центр компетенций в сфере производительности труда (РЦК) – оператор нацпроекта “Производительность труда” в Свердловской области.
Александр Казаков: Каждое предприятие, участвующее в нацпроекте, в течение трех лет должно увеличивать производительность не менее чем на пять процентов. Цифры подтверждают: так оно и происходит. Повышение эффективности производства за счет ревизии и оптимизации процессов позволяет без масштабных инвестиций реализовать серьезный потенциал роста производства. Во главу угла ставятся организационные методы и инструменты, их надо только научиться применять – в этом суть нацпроекта.
Российская газета: Такая перестройка более интересна крупному бизнесу или малым предприятиям?
Александр Казаков: Всем. Просто на крупных предприятиях сильна инерция, цепочки принятия решений длиннее, производственный процесс устоялся десятилетиями, и его бывает тяжелее корректировать за то время, которое у нас есть в распоряжении. У малых система гибче и проще внедрять новые организационные цепочки.
Но перестройка задевает не все предприятие, а только отдельные потоки, где идет производство какого-то конкретного продукта. Наша задача – на этом участке показать людям, как организационными изменениями можно поднять производительность труда. Команда РЦК проводит аудит процессов, обучает сотрудников, работающих на этом участке, совместно с командой предприятия разрабатывает алгоритм изменений и внедряет их на производственной площадке. Мы даем методики, инструментарий, которые подходят разным отраслям и производствам любого масштаба. После того как эффективность на пилотном потоке повышена, команда предприятия способна, используя те же методики, идти дальше самостоятельно.
В прошлом году в области был запущен региональный проект повышения производительности труда. Что подтолкнуло к такому решению?
Александр Казаков: Проект зародился, потому что запрос у малого бизнеса на такую поддержку велик – он видит в этом конкурентные преимущества. А наши эксперты благодаря наработанному опыту могут дать методики повышения эффективности и лучшие практики “здесь и сейчас”. В правильной организации производства какой-то коммерческой тайны нет, просто есть подходы, инструментарий, которыми мы можем поделиться.
В нацпроекте участвуют предприятия, имеющие годовую выручку от 400 миллионов рублей, на региональном уровне – до 400. Мы захватываем сегмент малого бизнеса, который имеет небольшие обороты и находится в стадии активного роста. Здесь как раз очень востребована ценная информация и помощь. Подходы к обучению те же, только сроки меньше: при национальном проекте – полгода, региональном – четыре месяца.
В прошлом году в свердловский проект вошло десять малых предприятий. Показатели у них отличные: рост выработки в полтора раза, на 40 процентов сократилось время изготовления единицы продукции. Сейчас по решению правительства региона финансирование увеличено вдвое – до 40, 6 миллиона рублей. Это позволило включить уже 20 компаний.
Если предприятие не смогло стать участником проекта и бесплатно получить услуги ваших специалистов, можно ли это сделать на договорной основе?
Александр Казаков: Да, безусловно, есть такие кейсы. Бывает даже, что руководство предприятия после преобразований, запущенных в ходе нацпроекта, считает, что необходимо скорректировать еще один блок: настроить работу на другом участке или уделить особое внимание каким-то частностям – тогда заключаем договор на продолжение работы, но уже на коммерческой основе.
Между тем
Национальный проект “Производительность труда” был рассчитан до конца 2024 года, но в марте правительство РФ приняло решение о его продлении еще на шесть лет. Будут ли вноситься изменения, пока неизвестно, правила участия в обновленном нацпроекте будут сформированы до конца нынешнего года.