Как сообщили «РГ» в рекрутинговом агентстве hh.ru, число вакансий, в которых готовы рассматривать работников с 14 лет, по стране в целом выросло за год на 61%. А в отдельных регионах, как, например, в Челябинской области — увеличилось сразу втрое, в Югре и на Ямале — вдвое.
Самый высокий заработок предлагают курьерам. Например, велокурьер одной из торговых сетей в Екатеринбурге может заработать от 90 до 120 тыс. рублей в месяц в зависимости от графика работы. Интересно, что само объявление составлено с познавательным подтекстом, то есть явно с расчетом привлечь внимание именно школьников: «Наши курьеры за 1 рабочий день в сумме проезжают расстояние, равное расстоянию от Владивостока до Португалии. Вес всех заказов за год составляет 26 млн тонн!» При этом про бонусы, конечно, не забывают: работнику обещают перечислять деньги еженедельно на карту, разрешают брать у клиентов чаевые и самому выбирать район, в котором он хочет работать.
Подростку — курьеру легких посылок предлагают заработок от 93,5 до 136 тыс. рублей. А сотруднику одного из ресторанов, доставляющему пиццу и роллы, сулят от 40 до 120 тыс. В зависимости от расстояний и графика, конечно. При этом за счет компании обеспечиваются вечерний развоз до дома, корпоративная форма, оформление санитарной книжки и бесплатное питание по меню ресторана.
Сегодняшний дефицит кадров школьникам только на руку
Несколько меньше может заработать упаковщик-комплектовщик заказов в продуктовом магазине: ему дадут на руки от 54 тыс. рублей в месяц. Продавцу воздушных шаров — от 30 до 60 тыс.
Конечно, мы привели одни из самых высоких заработков. Впрочем, как свидетельствуют данные hh.ru, и средняя зарплата, предлагаемая сегодня подросткам, явно немаленькая. Так, в Югре средний заработок в вакансиях от 14 лет — 68,3 тыс. рублей. В Свердловской области — 47,7 тыс. Да, среднее жалованье для взрослых в этих регионах еще выше -104 тыс. и 70,7 тыс. — соответственно. Но с учетом того, что работают подростки по закону не полный рабочий день, детские заработки выглядят вполне по-взрослому. Как говорят эксперты, на отдельных видах работ подростки этим летом смогут заработать действительно больше родителей. И разумеется, заработок курьеров и работников в ресторанах не идет ни в какое сравнение с работой в так называемых отрядах мэра, как часто называют муниципальные детские трудовые бригады, которые задействуют в городах на озеленении, уборке территории и т. д. В таких «десантах» красная цена за работу всего 10-15 тыс. рублей в месяц. Причем часто и берут туда не всех, а только трудных подростков и детей из малообеспеченных семей.
Инфографика «РГ»/Леонид Кулешов/Елена Мационг
Так что сегодняшний повсеместный дефицит кадров школьникам только на руку.
«Сейчас очень серьезная проблема найти курьеров, — говорит руководитель одного из екатеринбургских сетевых предприятий по производству суши и роллов Николай Кармацкий. — Мы зарабатываем главным образом на доставке, поэтому я готов платить курьеру большую зарплату. Причем в последнее время между предприятиями общепита явно обострилась конкуренция. Идет зарплатная гонка в борьбе за кадры. Все стремятся переманить деньгами, различными бонусами. В каникулы, я надеюсь, будет попроще.
Работа курьерами, комплектовщиками заказов, где не требуется ни опыта, ни особых знаний, — неплохой способ для школьников заработать свои первые сто тысяч».
Важны не только деньги, но и опыт осознания их ценности, того, как они достаются, и на что их можно потратить, считает доцент Института экономики и управления Уральского федерального университета, при этом мама троих детей-подростков Анна Дьячкова.
«Поработав, школьник осознает, чего ему стоила каждая заработанная тысяча. И он уже говорит о ценности денег не с позиции расходов: мол, для хорошей жизни мне надо 100 тыс. рублей. А о том, легко или сложно их заработать. У него появляется осознанность трат своих денег: готов ли я потратить на бургеры и кофе то, что заработал за весь свой рабочий день, — говорит эксперт. — Тогда у него будут реальные ожидания от рынка труда, начнут формироваться трудовая дисциплина и финансовая грамотность».
Комментарий
Как уберечься от недобросовестных работодателей?
Оксана Сидлецкая, директор hh.ru на Урале:
— Важно обращать внимание на то как составлено объявление о вакансии. Если работодатель просит заплатить за обучение или тренинг при устройстве на работу — это точно мошенничество. Должно насторожить и отсутствие названия компании или конкретной должности в объявлении. Например, под такими формулировками, как «крупная международная компания» или «требуются сотрудники в офис», часто скрывается сетевой маркетинг. И, разумеется, стоит адекватно оценивать предлагаемую зарплату. Если кандидату без опыта предлагают слишком высокий заработок, это может быть мошенничество или вовсе работа, связанная с криминалом.
Инфографика «РГ»/Антон Переплетчиков/Елена Мационг
Мнения
Сколько ваши дети планируют заработать этим летом?
Алексей Шутов, Екатеринбург:
— У нас с женой трое детей. Старшей 17 лет, она много времени отдает учебе, и пока ей не до работы. Мне кажется, успеет еще наработаться. Да и небезопасно это. В объявлении говорят одно, а устраиваться начнешь, возникает масса подводных камней: добираться далеко, оказывается, надо заплатить за санитарную книжку, штрафы в организации за малейшее нарушение и т.д.
Ирина Комарова, Тюмень:
— Старшая сейчас пока экзамены сдает, а потом по знакомству ее хотят устроить официантом в один из самых крутых в городе ресторанов. Так что мы в ожидании, хотя пока не знаем, какую именно зарплату ей предложат. Надеемся, что все же приличную. Я сама начала зарабатывать в 11 лет, потому что тогда практически только я могла кормить семью. В 90-е родителям не платили зарплату, а я вязала с шести лет. И так уж вышло, обвязывала теток из местной мэрии по журналам мод и получала «зарплату» или продукты в качестве натурального обмена. Вообще в детстве я хваталась за любую возможность заработать и помочь родителям: собирала лекарственные травы, сдавала картошку, стояла с отцом за прилавком — рыбу продавала, которую он ловил.
Ольга Лучникова, Нижний Тагил:
— Дочке 15 лет, и впервые она поедет в лагерь, где еще в прошлом году отдыхала сама, работать стажером воспитателя. Обещают 15 тыс. за две недели, питание и, естественно, проживание. Мы с мужем рады, ведь каждый год за смену в этом же лагере мы платили 40 тыс. А тут дочка поедет туда работать, ну и, по сути, отдыхать, конечно. Куда потратить деньги, мы не диктуем, к тому же это будут ее первые заработанные рубли.