Геворг Мирзаян
Политолог, журналист, доцент департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Ещё буквально год назад весь мир пристально следил за войной на Украине — просто потому, что это была единственная полноценная война в мире. Сейчас же список войн расширился, прежде всего за счёт Ближнего Востока. Полным ходом идёт кровавая операция Израиля в секторе Газа, где за полгода число погибших мирных жителей оказалось значительно выше, чем за два с лишним года украинской кампании. Не исключено, что со дня на день начнется война в Ливане. Не дают скучать и йеменские хуситы, объявившие войну всему Западу и успешно организовавшие частичную блокаду грузоперевозок через Суэцкий канал.
Также по теме
WP: США намерены устроить «беспилотный ад» в случае нападения Китая на Тайвань
Соединённые Штаты планируют массовое использование беспилотников для обороны Тайваня в случае атаки Китая, пишет газета The Washington…
Однако всё это будет выглядеть как незначительные разборки, если запылает ещё и Восточная Азия. И речь не о Северной Корее (которой, по всей видимости, перепадёт российского оружия и технологий в рамках перевода военного сотрудничества с Москвой на новый уровень), а о Китае. Точнее, о его возможной военной операции по возвращению Тайваня в родную гавань.
Собственно, власти острова уже фиксируют активность китайских коллег. В местном Министерстве обороны сообщили, что за одни только сутки, 23 июня, зафиксировали возле острова 15 воздушных объектов и шесть кораблей, принадлежащих китайской армии. Причём восемь судов пересекли так называемую срединную линию Тайваньского пролива, которую местные власти считают границей острова, и вошли в опознавательную зону ПВО Тайваня.
Да, в теории это можно считать определённым демонстрационным актом, стремлением китайской стороны обозначить свои претензии на Тайвань. Однако проблема в том, что кризис в Тайваньском проливе уже много лет находится в состоянии пусть и ползучей, но всё-таки эскалации.
Причин тому несколько. Во-первых, у тайваньского конфликта нет дипломатического решения. Да, официально китайские власти говорят о схемах из серии «одно государство — две системы». Предлагают Тайваню воссоединение на основе закрепления в законодательстве временной автономии острова в целом ряде вопросов, как это было сделано в случае с Гонконгом. Однако все, в том числе тайваньские власти, видят, что гонконгская схема не прошла проверку временем. Видят, что автономия и права гонконгских властей стали размываться Пекином, в результате чего после протестов 2019—2020 годов значительной части особых прав Гонконг лишился.
Также по теме
Минобороны Китая: независимость Тайваня равносильна войне
Независимость Тайваня равносильна войне, заявил официальный представитель Минобороны Китая У Цянь.
И дело не в том, что Китай какой-то плохой или стремится всех обмануть, а в том, что сама система является слишком иллюзорной. Мирная реинтеграция через постепенное, идущее в ходе нескольких десятилетий возвращение утраченной территории в правовое поле метрополии работает исключительно в вакууме. В реальности же негативное влияние ряда третьих стран, позиция местной молодёжи, стремление метрополии обеспечить собственную национальную безопасность — всё это приводит к ускорению и радикализации процессов и, по сути, к поглощению территории со стороны метрополии.
Да, альтернативные сценарии мирного возвращения острова в состав Китая, конечно же, существуют. Например, добровольное включение с ускоренной, то есть не в ходе десятилетий, а на протяжении нескольких лет, адаптацией законодательства. Иными словами, речь идёт об осознанной капитуляции властей острова. Но они реализуются только при фантастических обстоятельствах (например, при выключении США из глобальной политики).
Во-вторых, Китай просто не может отказаться от воссоединения с Тайванем. Прежде всего по внутриполитическим причинам.
Для местного населения возвращение Тайваня — это не ностальгия, не дипломатия роскоши и не мелкий вопрос. Это восстановление справедливости и величия страны. Окончательное уничтожение в общественном сознании остатков страшного для китайского народа периода унижений XIX — первой половины XX века.
Поэтому любой китайский лидер, который только заикнётся о возможности отказа от возвращения Тайваня и о выстраивании с островом межгосударственных отношений, лишится внутренней легитимности. Ну и, наконец, подобный отказ станет сигналом для третьих стран о том, что КНР неспособна стать мировым лидером, что китайские власти для этого слишком нерешительны и слабы.
В-третьих, время играет против Китая, ведь на Тайване растут новые поколения. Да, значительная часть молодёжи не особо хочет конфликтовать с материком, готова выстраивать с китайцами отношения, но в то же время они считают себя тайваньцами, а не частью большого Китая. Да, если бы КНР была для местных образцом мечтаний, то, возможно, они захотели бы стать частью большого китайского проекта, однако Тайвань сам по себе является развитой, богатой державой. Его жителям некому завидовать.
Таким образом, военное решение — лишь вопрос времени. Скорее всего, рано или поздно китайским товарищам придётся проводить военную операцию по захвату острова.
Также по теме
Минобороны: ситуация с безопасностью в Китае становится всё более нестабильной
Официальный представитель китайского Министерства обороны У Цянь заявил, что ситуация с безопасностью в Китае становится всё более…
Да, кто-то считает, что лучше рано. Что лучше сейчас, пока США связаны по рукам и ногам войной на Украине и на Ближнем Востоке. Пока они не до конца подтянули к сдерживанию Китая НАТО и Европу в целом (эта задача сейчас ложится на плечи будущего генсека Североатлантического альянса Марка Рютте). Однако китайские власти пока демонстрируют готовность взять паузу.
Кто-то связывает это с их традиционной нерешительностью: Пекин всячески стремится отложить на будущее конфронтацию с США, считая, что пока он к ней не готов. Кто-то объясняет это китайской осведомленностью — мол, Национально-освободительная армия Китая ещё не завершила процесс модернизации. Кто-то говорит, что китайцы умеют считать деньги: нападение здесь и сейчас на Тайвань вызовет серьёзный экономический кризис в КНР, в том числе из-за прекращения торговли с островом и импорта тайваньских чипов для китайской электроники, ведь собственное производство чипов Китай ещё не до конца нарастил.
А кто-то считает, что китайцы просто внимательно читали Сунь-Цзы и знают, что «война — это путь обмана». И если противник не ждёт нападения, то шансы на его успешное завершение резко повышаются.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.