«РГ» узнала у ректоров, как и чему учат в техникумах при вузах.
Владимир Шевченко, ректор МИФИ:
— НИЯУ МИФИ — распределенный университет, где есть программы как высшего, так и среднего профобразования, то есть «техникумы при вузах».
Такое сочетание выводит СПО на принципиально новый уровень. Как? За счет общей материально-технической базы, совместных основных образовательных программ, воспитания корпоративной культуры и гражданственности, участия ребят из техникума в мероприятиях, проводимых для студентов вуза.
Большой плюс еще и в том, что ключевой работодатель МИФИ — Госкорпорация «Росатом» — принимает самое активное участие на всех этапах подготовки высококвалифицированных специалистов: от профориентации до реализации основных образовательных программ.
Чтобы студенты могли полностью погрузиться в мир реальных производственных задач, проводим не только технические туры на отраслевые предприятия, но и все виды практической подготовки, а также массу конкурсов профмастерства, главным из которых является AtomSkills.
Опыт показывает: отношение к колледжам сегодня разительно меняется. Вот пример одного из наших крупнейших филиалов — Волгодонского инженерно-технического института. Там ежегодно на программы СПО поступают более 500 высокомотивированных абитуриентов. Это в полной мере подтверждает потребность, заявляемую предприятиями в выпускниках по программам СПО.
Вместе с ГК Росатом университет участвует в проекте «Профессионалитет». Новые программы, новые современные компетенции, современные лаборатории — все это позволяет быстро подготовить кадры нужной квалификации, нужного уровня производственной культуры для безбарьерного перехода на предприятия отрасли.
Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСИС:
— В Университете МИСИС на протяжении многих лет успешно работает Оскольский политехнический колледж. Опираясь на лучшие традиции отечественной системы профессионального технического образования и своевременно реагируя на потребности рынка труда, колледж готовит кадры для различных отраслей промышленности.
Интеграция колледжа в структуру университета — это возможность учиться у лучших преподавателей, ведущих экспертов от индустрии, проходить практики и стажировки на предприятиях наших бизнес-партнеров, а также продолжить обучение по программам высшего образования.
В фокусе нашей работы всегда было и остается тесное комплексное взаимодействие с промышленными компаниями. Так, при поддержке компании «Металлоинвест» — одного из наших ключевых бизнес-партнеров — в колледже создан Полигон рабочих профессий. Это уникальная площадка для подготовки кадров, решения реальных производственных задач. В лабораториях-мастерских полигона созданы условия, идентичные рабочим местам на предприятиях. Здесь студенты колледжа могут приобрести практические навыки по выбранной специальности, научиться работать на высокотехнологичном инновационном оборудовании.
В современном ИТ-кластере Оскольского политехнического колледжа студенты учатся программированию, под руководством талантливых преподавателей, специалистов ведущих работодателей находят решения сложных производственных задач в условиях цифровой экономики».
Виктор Рябичев, ректор Луганского государственного университета (ЛГУ) им. В. Даля:
— Наш вуз уже более 100 лет готовит высококвалифицированных инженеров. На базе Луганского и Северодонецкого колледжа идет подготовка так называемых «синих воротничков» по различным направлениям.
Сегодня мы как никогда нацелены на возрождение в ЛНР промышленного потенциала, на развитие передовых и традиционных отраслей производства. Идет тотальная модернизация материальной базы университета, в частности, это новые лаборатории со необходимым оборудованием. Совсем скоро состоится открытие инженерного центра.
Наши выпускники обеспечивают жизнедеятельность инфраструктуры Луганска по таким направлениям: промышленность, энергетика, транспорт, МЧС. За 2023 год трудоустроено порядка 90%, в 2024 году — 75%. В Севередонецком колледже, например, сделан акцент на химическую промышленность, его выпускники получают квалификацию техника и смогут работать на любом химическом или химико-технологическом производстве.
В целом, работа нашего университета и колледжей направлена на покрытие потребности региона в инженерных и рабочих кадрах.
Сергей Банников: и. о. ректора Рязанского государственного радиотехнического университета им. В. Уткина:
— Рынок труда в радиоэлектронной промышленности и сфере информационных технологий — это рынок претендента. На сегодняшний день выпускник РГРТУ выбирает из обилия предлагаемых вакансий. Это справедливо и для высшего, и для среднего профессионального уровней образования.
97% наших выпускников вуза трудоустраиваются в первый год после выпуска, при этом мы получаем постоянные просьбы от предприятий-партнеров, связанные с увеличением их количества по ряду востребованных у промышленности направлений. Сегодня востребованы специалисты в сфере радиотехники и электроники, инженеры с конструкторскими компетенциями, проектировщики, промышленные дизайнеры, программисты различных профилей. Кроме того, в промышленности отмечается потребность в кадрах, освоивших рабочие специальности в сфере машиностроения. Таких специалистов готовит Станкостроительный колледж РГРТУ. Более 90% выпускников колледжа идут работать на предприятия Рязанской области, многие из них совмещают работу с обучением на заочном отделении вуза.
Мы разрабатываем стратегию расширения набора, которая позволит удовлетворить запросы реального сектора экономики.