© Vejaa / Фотобанк Фотодженика |
Согласно ч. 2.1 ст. 65 Закона о службе в органах внутренних дел отец – сотрудник ОВД освобождается от выполнения служебных обязанностей в случае выдачи ему листка временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком при наличии объективных причин, свидетельствующих о невозможности ухода матерью (нахождение ее в командировке, лишение ее родительских прав, пребывание в медицинской организации и другие случаи отсутствия материнского попечения по объективным причинам). Конституционный Суд проверил данную норму применительно к следующей ситуации (Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июня 2024 г. № 30-П).
Сотрудник ОВД был уволен из-за длительного отсутствия на рабочем месте в связи с уходом за больными детьми. В ходе служебной проверки были представлены справки из детской поликлиники. Однако листков нетрудоспособности и документов, подтверждающих невозможность ухода за детьми их матерью, представлено не было. Суды согласились с увольнением. Несмотря на сообщение регионального Минздрава о предоставлении служащему листков освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, данные документы, как и документы, подтверждающие невозможность осуществления ухода за больными детьми их матерью, не были представлены истцом ни при проведении служебной проверки, ни в ходе рассмотрения дела судом. В ходе судебного разбирательства также было установлено, что во время болезни детей мать проживала в семье, заботилась о них в свободное от работы время.
Сотрудник посчитал, что ч. 2.1 ст. 65 Закона о службе в органах внутренних дел ограничивает его трудовые права.
КС РФ пояснил, что сотрудник ОВД, являющийся отцом, не лишен права на освобождение от выполнения служебных обязанностей в связи с необходимостью ухода за больным ребенком (детьми), однако данное право может быть реализовано им только при наличии объективных причин, свидетельствующих о невозможности осуществления в конкретный период такого ухода матерью. Соответствующее правовое регулирование не расходится с ранее выраженными КС РФ правовыми позициями, касающимися особой роли матери в осуществлении ухода (присмотра) за несовершеннолетними детьми (определения от 15 января 2009 г. № 187-О-О, от 15 октябрь 2020 г. № 2375-О и др.).
При этом оспариваемое законоположение не содержит исчерпывающего перечня случаев отсутствия материнского попечения во время болезни ребенка, допуская учет широкого круга жизненных обстоятельств. Разрешая вопрос об обоснованности привлечения сотрудника ОВД, являющегося отцом, к дисциплинарной ответственности за отсутствие по месту службы в связи с уходом за больным ребенком (детьми), должностные лица органов внутренних дел и суды должны в том числе исследовать и оценить конкретные обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии материнского попечения, об объективности причин, препятствующих матери в уходе за больным ребенком (детьми). При этом указанный сотрудник органов внутренних дел в рамках служебной проверки либо в процессе рассмотрения дела судом вправе, в частности, давать объяснения, представлять заявления, ходатайства, документы, приводить дополнительные аргументы.