Проблема не раз обсуждалась с участием всех заинтересованных сторон, представителей муниципалитетов, руководства области и надзорных органов, рассматривалось несколько вариантов ее решения, но пока не найден тот, который устроил бы всех. Между тем в начале июня ситуация обострилась, когда ограничения были-таки введены. О том, почему это сделано и как в такой ситуации быть владельцам автотранспорта, мы спросили у Алибека Тналина, генерального директора компании «ЭЛ5-Энерго», филиалом которой является Среднеуральская ГРЭС.
Плотине 76 лет. Она в аварийном состоянии?
Алибек Тналин: На сегодняшний день состояние плотины соответствует принятым для объекта нормативам. Мы регулярно проводим осмотры, водолазные работы, укрепляем дамбу в тех местах, где это требуется, ремонтируем шандоры и другое оборудование. Кстати, оно современное — все автоматизировано. С учетом расходов прошлого года и планируемых в 2024-м инвестиций на поддержание гидротехнического сооружения в рабочем состоянии мы направим около 60 миллионов рублей — это и постоянные, и капитальные затраты. Стоит отметить, что плотина построена в 1948 году и просто не рассчитана на сегодняшние нагрузки. Вспомните фильмы — в те годы ходили грузовики-полуторки, а сейчас — шести-, восьмиосные «Тонары», которые с грузом весят по 70-80 тонн. К слову, для таких автомобилей вводят ограничения даже на дорогах общего пользования, а здесь — опасный производственный объект. Если продолжать эксплуатировать его в таком режиме, когда-нибудь он не выдержит.
Чем это чревато?
Алибек Тналин: Что представляет собой гидротехническое сооружение? Это насыпная дамба длиной более 1500 метров и мостовой участок над водосбросом — 51 метр. Площадь зеркала Исетского озера — 32,4 квадратного километра, объем воды — 67 миллионов кубометров. А теперь представьте, что плотина разрушится, — весь этот поток хлынет вниз по каскаду водохранилищ, достигнет в итоге Екатеринбурга. Нынешней весной подобное случилось в Орске, все видели эти страшные кадры. Мы крайне обеспокоены возможными последствиями.
Но на проезд легковушек запрета нет? Жители ближайших поселков могут не опасаться, что дорогу для них перекроют?
Алибек Тналин: Совершенно верно, для легковых автомобилей, малотоннажных грузовиков, а также спецтехники — скорой помощи, пожарных машин и т. п. — проезд открыт. Ограничено только движение большегрузного транспорта массой свыше 17 тонн и высотой более 2,7 метра — его проезд угрожает целостности гидротехнического сооружения.
А есть ли опасность для самой ГРЭС?
Алибек Тналин: Конечно, водохранилище необходимо для охлаждения оборудования станции. Если воду спустить, есть риск останова ГРЭС, которая снабжает теплом и электроэнергией не только Верхнюю Пышму и Среднеуральск, но и значительную часть Екатеринбурга.
Пару лет назад, когда ситуацию с дамбой обсуждали на областной комиссии по ЧС, власти пообещали построить мост в объезд плотины. От этого проекта в итоге отказались?
Алибек Тналин: Нет, насколько я знаю, идет проектирование. Но это небыстрый процесс, поэтому пока найдено временное решение — объездная дорога через Сагру и Аять. Она еще не сдана официально в эксплуатацию, но практически готова, по ней начали ездить. Конечно, это не автобан. И путь становится длиннее, чем бизнес, разумеется, недоволен, ведь у него увеличиваются затраты. Предприниматели говорят, что плечо выросло на 82 километра, но дело в том, что пустые автомобили весом до 17 тонн мы через плотину пропускаем, и только обратно, груженые, они должны двигаться в объезд. Таким образом, плюсом будет не 80, а 40 километров.
Состояние плотины соответствует нормативам, но она построена в 1948 году и просто не рассчитана на сегодняшние нагрузки
Собственники карьеров, руководство логистического парка сетовали в СМИ, что вложили значительные средства в развитие своих производств, когда были озвучены первоначальные планы по срокам строительства моста.
Алибек Тналин: Возможно. Но, с другой стороны, это бизнес: затраты и риски обычно просчитываются заранее. Мы не можем позволить нагружать дамбу в таком режиме, как сейчас. Можно рассмотреть вариант масштабной реконструкции плотины, чтобы она могла выдерживать нагрузку 100 или 200 тонн. Но для этого необходимы огромные инвестиции, замечу: в пользу чужого бизнеса. Задача ГРЭС — производство электрической и тепловой энергии, и нам нужно главное — чтобы дамба надежно держала воду. Если коммерческие компании хотят использовать эту дорогу для транзита своих грузов, почему бы им тогда не вложиться в модернизацию плотины или строительство нового моста? Но, когда они открывали свой бизнес, они не задумывались об этом.
Какова ситуация на сегодняшний день? Насколько я знаю, после того как грузоперевозчики в знак протеста перекрыли дорогу, вы вновь разрешили им проезд по плотине.
Алибек Тналин: Проезд открыт, но с определенными ограничениями. Сейчас мы с местной администрацией устанавливаем там постоянный пост весового контроля. И, если машины пойдут с превышением веса, владельцам придут огромные штрафы. Я думаю, им все же будет дешевле поехать в объезд, чем их платить. К сожалению, многие из тех, кто выразил недовольство введением ограничения, не понимают, что грузовики могут разрушить плотину и тогда ее просто закроют, даже пешком нельзя будет пройти, не то что проехать. В этом случае пострадает не только бизнес.