Материалы состоят из графических символов, на которые можно указать рукой, пальцем или даже взглядом — это доступно для тех, кто имеет ментальные или физические нарушения.
Как пояснила Ольга Лотош, директор НКО «Социальная школа «Каритас», уникальная библиотека предназначена как для специалистов, работающих с детьми с особенностями развития, так и для родителей, у которых растет неговорящий ребенок. Также ресурс предназначен и для взрослых, которые в силу заболевания утратили возможность говорить. Соответственно, и для их близких.
Ресурс не предназначен для людей глухих и глухонемых, которые в состоянии освоить жестовый язык, на котором и так они могут достаточно свободно общаться и не чувствовать себя оторванными от социума. Речь идет о тех, кто не может освоить жестовый язык в силу характера заболевания.
Собственно, символы, изображения — самые простые варианты для налаживания общения. Они заменяют неговорящему привычные нам слова. Именно с их помощью человек может выразить свои потребности, на что-то согласиться, от чего-то отказаться. Например, что он хочет на обед или что он наденет красную футболку, но никак не желтую. Или же выразить свое настроение: хочу сейчас общаться — не хочу, «поговорим» потом. Причем очень важно, чтобы неговорящий ребенок начал понимать важность коммуникативных навыков для жизни. То есть чтобы он не был пассивным объектом, о нуждах которого полностью заботятся родственники, а сам принимал некоторые решения.
Создатели ресурса готовы на обратную связь и предлагают всем, кто столкнулся с данной проблемой, добавлять в библиотеку свои собственные разработки.
Понятно, что есть и технические устройства, облегчающие коммуникацию. В том числе планшеты, в которых установлены определенные программы. Есть и так называемые айтрекеры, которые подходят людям, у которых значительно снижены физические возможности, однако сохраняется возможность движения глаз. Устройство сканирует взгляд человека и дает возможность управлять компьютером — вплоть до чтения и письма. То есть взглядом можно «написать» на клавиатуре.
— Нередко люди сначала покупают эти дорогостоящие устройства, а затем выясняют: их ребенок не может таким пользоваться. Ему нужно более простые варианты, — советует Ольга Лотош.
Кстати, с сентября этого года запускается еще один бесплатный сервис — по диагностике. Он позволит любому специалисту эффективно оценить уровень языкового и коммуникативного развития ребенка и подобрать подходящее именно ему средство для коммуникаций.
Подобные ресурсы очень важны не только для мегаполиса, где все-таки есть возможность личного обращения к специалисту, но и для маленьких городов, для поселков, где получить квалифицированную помощь затруднительно.