Без публичности и громких заявлений
Кроссовер Xcite X-Cross 7 – точно такой же плод российско-азиатской кооперации, только с новым, более уверенным в себе и в российском рынке китайским партнером. Каким именно? Узнать не трудно по машине, которая не претерпела никаких дизайнерских изменений, кроме эмблемы и декоративной радиаторной решетки.
Интересно, что после прошлогодней масштабной презентации X-Сross 5 новинку этого года – X-Cross 7 – полноценно и публично так нигде и не представили. Весной первые собранные экземпляры показали лично губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову и небольшому числу журналистов из его пула, а в начале июня машину выставили на Петербургском форуме, куда рядовому гражданину тоже не попасть. Так что единственная возможность посмотреть новинку – в дилерских центрах.
И на заводе в этот раз тихо: ни министров, ни губернаторов, ни депутатов Госдумы, ни фанфар, ни громких заявлений – на все вопросы прессы спокойно и уверенно отвечал новый молодой директор предприятия Иван Миронов.
Предприятие это, напомним, официально теперь называется максимально отрешенно – ООО “Автозавод Санкт-Петербург”. Причем на фасаде здания нет вообще никаких опознавательных знаков и эмблем. А о том, что завод де-юре больше не имеет никакого отношения к АвтоВАЗу, участников ПМЭФа все четыре дня настойчиво уверяли представители петербургского стенда. Уж очень дорого обошлось питерскому автокластеру и российскому автогиганту публичное празднование победы над сбежавшими японскими партнерами…
Русская душа, антикор и “свадьба”
Процесс сборки Xcite X-Cross 7 пока самый простой из возможных. В Россию из Китая прибывают готовые машинокомплекты – полностью собранный кузов с интерьером, отдельно передняя и задняя подвески да двигатель. Всё, что происходит в Санкт-Петербурге – небольшая подсборка мотора с заливом масла и так называемая свадьба – стыковка шасси с кузовом и допработами. После сборщики подключают всё необходимое, выбивают новый VIN и отправляют машину на проверку. Всё.
“Из русского в машине пока только душа”, – отшучивается глава предприятия. Отечественных деталей в автомобиле действительно пока нет никаких. Из Китая кроссовер приходит даже с эмблемами Xcite на руле. Локализация – огромный фронт работы на ближайшее будущее и вопрос плодотворного взаимодействия с отечественными поставщиками. Первым делом начнут с самого простого – поставят российские аккумуляторы. Ну а пока единственное, что можно назвать своим – процесс обработки днища антикоррозийным составом. Никаких других изменений по сравнению с китайским первоисточником с X-Cross 7 не произошло.
На полную сборку одного автомобиля уходит всего три часа. За смену получается сделать 72 кроссовера. На текущий момент план минимум – 10 000 экземпляров – практически выполнен. В перспективе до конца года собрать 25 000 машин. Но это при удачном раскладе. После первой “десятки” будут смотреть по продажам и в случае необходимости план корректировать.
Стандарты Nissan, закрытые цеха и возвращение сотрудников
Сам питерский завод в этом году празднует 15-летие. Журналисты-ветераны с частью сотрудников, работающих с открытия производства Nissan, при встрече обнимаются. После всех невзгод и простоев новому руководству предприятия удалось сохранить больше двух третей коллектива или 1300 человек, что в нынешних условиях крайне важно – осталась производственная культура. Заводчане говорят, что со времен Nissan на заводе принципиально ничего не изменилось – от оборудования до подходов к процессам. По инерции все продолжают работать по стандартам качества, заложенным еще японцами.
Одна из главных задач – вернуть коллектив завода к исходному количеству. Это около 1700 человек. Ключевой момент здесь – всё та же пресловутая локализация и переход на полноценную сборку со штамповкой, сваркой и окраской кузовов. Пока все эти цеха остаются закрытыми, как и компонентные склады, а также часть других подразделений предприятия.
Увы, объемы производства X-Cross 7 пока позволяют использовать максимум четверть от мощности предприятия. Поэтому на заводе работает только одна смена, да и та частично на ротационной основе. Сотрудники, находящиеся в простое, периодически меняются с работающими – так удается максимально поддерживать людей. Раскрыл директор предприятия и размер средней зарплаты. По словам Ивана Миронова она составляет 118 тысяч рублей.
Новая модель с полным приводом и надежда на госзакупки
Как не трудно догадаться, реализация всех перечисленных выше планов напрямую зависит от коммерческого успеха Xcite X-Cross 7, который за неполный месяц со старта продаж результаты показывает скромные. Пока удается продавать где-то по 100 машин в неделю. Это мало.
Напомним, что цена Xcite X-Cross 7 стартует с отметки в 2,5 миллиона рублей, в то время как топ российских продаж, не считая “Лад”, оккупировали китайские кроссоверы в ценовом сегменте от 2 миллионов. Да и китайский же первоисточник отечественной модели параллельно продается плюс-минус по той же цене.
В отсутствие прямых рыночных преимуществ помогать продажам Xcite будут традиционным способом – подключением аппаратных ресурсов, то есть, госзакупками. Уже ведутся переговоры с администрацией Северной столицы, а также другими госструктурами города, в автопарки которых могут поступить эти кроссоверы.
На заводе многие обратили внимание и на другую особенность собираемых в Питере паркетников: на линии подавляющее большинство X-Cross 7 были белого цвета – явный признак машин, отправляемых в корпоративные парки под оклейку. Скорее всего, в такси и каршеринг.
Одна из главных новостей, прозвучавших на заводе – подтверждение выхода второй модели Xcite, производство которой планируют начать уже осенью 2024 года. Пока доподлинно известно, что партнер нового проекта останется тем же, а сама машина будет с полным приводом. С большой вероятностью новый кроссовер получит индекс X-Cross 8, а потому догадаться, какая китайская модель послужит первоосновой, не сложно.
“Главное – работает, с остальным потихоньку разберемся”
Экономические показатели петербургского автопредприятия пока оставляют желать лучшего. Но бывший завод Nissan тут не одинок – ситуация схожа по всему нашему автопрому, некогда бездумно отданному на откуп западным “партнерам”. По сути, теперь многое нужно начинать заново, а что-то вообще с нуля. Понятное дело, что быстро, да еще и под беспрецедентным внешним давлением, вернуть всё на прежний уровень не получится.
На Петербургском международном экономическом форуме руководство нашей страны заявило, что автопром без помощи не оставит. Да и китайские партнеры, пусть пока и в большей степени по политическим мотивам, но помогают основательно, а если говорить откровенно – почти всем. Вытекающий отсюда важнейший вопрос – формирование суверенной производственной базы – остается открытым. Риск снова попасть под тотальную технологическую зависимость, только теперь от Китая – один из самых обсуждаемых в экспертной среде.
Сами сотрудники петербургского производства говорят, что в текущих условиях автозаводы стали, в том числе и социальными объектами. “Пусть и благодаря китайцам, но главное, что предприятие работает, а люди – получают зарплату. С остальным потихоньку разберемся”, – оптимистично улыбаются заводчане.