Валентин Николаевич, абитуриентам важно понимать, что их ждет, с каких позиций они будут стартовать. Расскажите, что представляет собой сегодня Башкирский государственный медицинский университет.
Валентин Павлов: БГМУ вошел в пятерку лучших медицинских вузов страны. Из высшего учебного заведения, которое было заточено в основном на производство высококвалифицированных специалистов, мы становимся вузом, который производит новые знания, разрабатывает новые лекарства и медицинское оборудование.
БГМУ стал «Большим университетом» — так называют вузы, в которых по очной форме в головном офисе обучаются более 15 тысяч студентов. Две трети науки, новаций, вообще всего, что происходит в сфере образования в мире, делается в «Больших университетах».
Прошлый учебный год был для БГМУ особым. После отмены ковидных ограничений начали восстанавливаться коммуникации между людьми. Состоялось огромное количество мероприятий, конференций, командировок, произошел всплеск студенческой активности. Это был год большой кооперации с ведущими российскими центрами, продолжение сотрудничества с известными иностранными учеными.
У нас большие проекты в таких областях, как исследование развития заболеваний, лекарственные препараты, медицинские изделия, и здесь мы ждем самые большие достижения. Работаем с Курчатовским центром, университетом «Сириус», с вузами, которые, может быть, не на слуху, но являются носителями уникальных компетенций. Так, программа «Цифровой хирург» реализуется совместно с Томским университетом систем радиоуправления. Сегодня таких сквозных проектов становится все больше.
Мы выбираем научные центры, где компетенции наших ученых опережают компетенции коллег из стран Западной Европы, США. И переносим их на ниву медицинской науки.
За последние два года открыто 20 новых лабораторий, оснащенных лучшим исследовательским оборудованием. Продолжаются проекты с Гейдельбергским университетом. Нас поддерживают лучшие медицинские умы, такие как профессор Рудольф Валента из Венского медицинского университета, он руководит проектом по противораковым вакцинам.
Уровень исследований наших ученых отвечает высоким мировым стандартам. Их публикации известны, они цитируются в мире. Несмотря на санкционное давление, сотрудников приглашают на международные площадки, мы выступаем и в Европе, и в Америке. Большая делегация наших врачей впервые будет оперировать на хирургическом конгрессе по урологии в Дели. Де-факто это признание дипломов БГМУ на самом высоком международным уровне. 40% иностранных студентов у нас — из Индии.
Мы поставили перед собой амбициозную задачу — стать международным исследовательским университетом. Наши программы прошли аккредитацию в Ассоциации медицинских университетов Европы. Получен «золотой уровень» кампуса ВОЗ. Мы не закрываемся от мира, и наши друзья продолжают к нам приезжать.
Есть ли у будущих врачей шанс устроиться на работу, например, в клинику БГМУ, которая славится своим роботическим центром?
Валентин Павлов: Конечно, и не только туда, но и в другие клиники Уфы. Наших выпускников с удовольствием берут и в московские медучреждения. Идет борьба не только за выпускников, но и за абитуриентов. Мы платим до 100 тысяч рублей победителям предметных олимпиад, если они поступают к нам.
Но есть важный момент. Конституция России гарантирует гражданам право на образование и здравоохранение. 17-летние юноши и девушки, поступая к нам, должны понимать, что они будут обеспечивать не только свое право на образование, но и право человека на здравоохранение. Поэтому если абитуриент — целевик, получивший возможность обучаться за счет государственных денег, то он обязан вернуться туда, откуда его направили на учебу, — в Шаран или Буздяк. Не хочешь отрабатывать — верни деньги, которые на тебя потратили. Сейчас мы судимся с теми целевиками, которые по разным причинам не хотят ехать на место, откуда они получили направление. К счастью, таких меньше 10%.
На самом деле, работа в первичном звене дает неоценимый опыт. Цифровизация сделала ее интересной и в городах, и в районах. Молодой врач, отработавший три года в первичном звене, будет пожизненно иметь конкурентное преимущество. Так, более двух тысяч студентов, поработавших в ковид-госпиталях, уже сформировали уникальный набор компетенций, который пригодится им, когда придет новая эпидемия.
В БГМУ огромный отряд иностранных студентов. Есть мнение, что прием абитуриентов из других стран необходимо ограничить до 10%, так как они после учебы разъедутся, а у нас не хватает врачей. Каково ваше мнение на этот счет?
Валентин Павлов: Иностранных студентов в международном вузе должно быть не менее 30%. Мы смотрим на прием абитуриентов из других государств с разных сторон. Во-первых, демографическая проблема в России стоит очень остро. Многие ребята, приехавшие из стран постсоветского пространства, родились, как правило, в смешанных браках. Их родители — граждане бывшего СССР, Узбекистана, Таджикистана, они имеют схожий с нашим менталитет. Я порой неловко себя чувствую, когда приглашаем послов этих стран на встречу со студентами, а последние спрашивают, как отказаться от узбекского или таджикского гражданства и закрепиться в Уфе, в республике. Они приехали, чтобы у нас остаться. Сейчас больше 100 студентов ежегодно получают российское гражданство. Во многих районах в больницах уже работают наши выпускники — бывшие граждане стран постсоветского пространства. Это умная миграция.
Во-вторых, чтобы поднять качество образования, нужна международная среда. 90% иностранных студентов учатся у нас за деньги своих государств или собственных семей, и это хороший финансовый ресурс, который позволяет нам развиваться. До 2030 года в российских вузах должно быть не менее 500 тысяч иностранных учащихся, сейчас их более 355 тысяч. В Уфе для увеличения количества студентов из других стран строится кампус, где будет создана интеллектуальная среда.
В-третьих, студенты-иностранцы — это элемент мягкой силы. Когда они вернуться домой, то станут проводниками наших технологий, нашей культуры, нашего знания. Сегодня мы возрождаем в России фармацевтическую, медицинскую промышленность. И реализация российских товаров в сфере медицины — таблетки или протеза, клапана сердца — пойдет совсем на другом уровне, если научим студентов работать на данном оборудовании и использовать российские препараты.
Ключевой вопрос
Какой будет приемная кампания этого года?
Валентин Павлов: У нас в три раза увеличилось количество бюджетных мест — их около тысячи на врачебные специальности. Открыты параврачебные специальности: клиническая психология (в каждой больнице должен быть такой специалист), социальная работа в здравоохранении, биология, микробиология. Для работы в научных лабораториях приглашаем победителей олимпиад. Это будущее медицинской науки.
Наш основной контингент — выпускники медицинских классов, которые есть во всех районах. Открыты предуниверсарии, оттуда к нам поступают ребята, набравшие 100 баллов на ЕГЭ. Молодежь, которая занимается в медицинских классах, вступает в волонтерские отряды при больницах и получает первичные знания и практику.
Также стартовал проект «Медзнайка» по профориентации 6-7-классников. Подростки получают возможность вовремя понять, хотят они идти в медицину или нет. Ведь одно дело — белый халат и сериал «Интерны», и другое — когда ты пришел в больницу и увидел реальную жизнь.
Мы запустили программу научной ординатуры как предаспирантуру. Ждем умных, креативных абитуриентов. По количеству баллов ЕГЭ к нам поступают лучшие. Также будем набирать 1000 иностранных студентов. Требования при приеме для всех одинаковые.
Источник Российская газета Башкортостан