«Предприятие расположено в промышленной зоне, рядом со свалками отходов, в антисанитарных условиях. Процесс приготовления фасоли организован с нарушением всех требований и норм», — говорится в ответе Роспотребнадзора на запрос «РГ».
Дальше — больше: выяснилось, что «предприятие самостоятельно установило сроки хранения нестерильного продукта в вакуумной упаковке до двух месяцев при температурном режиме от +2 до +25 °C». Именно это грубое нарушение технологии в итоге привело к массированному накоплению ботулотоксина в готовой продукции.
При этом поддерживать чистоту на производстве, по сути, было невозможно: на предприятии отсутствовало централизованное водоснабжение, а привозная вода, используемая для технологического процесса изготовления продукции, хранилась на улице. «Санитарно-техническое состояние помещений цеха и оборудования неудовлетворительное, производственный контроль сырья и выпускаемой продукции не проводился, у работников отсутствовали личные медицинские книжки», — любое из этих нарушений рано или поздно должно было привести к загрязнению продуктов — со всеми вытекающими последствиями.
Сейчас в Роспотребнадзоре говорят, что установлены все девять предприятий («хозяйствующих субъектов»), которые производили и продавали еду с использованием той самой опасной фасоли, их работу приостановили, а из оборота было изъято 172 тонны опасной продукции в Москве, Московской и Нижегородской областях, Татарстане.
При этом остается открытым вопрос, каким образом предотвращать подобные из ряда вон выходящие случаи. Как производство, организованное с такими вопиющими нарушениями, вообще могло существовать.
Чуть более года назад, в марте 2023 года были приостановлены до 2030 года плановые проверки предприятий — власти пошли навстречу бизнесу. И теперь по существующему порядку в числе прочих предприятия общепита (за исключением обслуживающих детские сады и школы) могут проверять только внепланово — по поступившей жалобе или в результате ЧП. (Но, к слову, даже такой лояльный механизм, когда он вводился, многие критиковали — дескать, недобросовестные конкуренты могут «накатать» ложную жалобу, и снова начнутся бесконечные проверки, мешающие работе).
Произошедшее в последние дни сразу в нескольких регионах заставляет задуматься, каким образом все же обеспечить контроль за предприятиями, работа которых непосредственно влияет на здоровье людей.