Англосаксам, похоже, удалось найти болевые точки у представителей датской элиты. Вчера министр иностранных дел Дании Ларс Расмуссен заявил новостному агентству Reuters о том, что правительство Дании намерено предметно рассмотреть вопрос о целесообразности блокирования прохода танкеров с российской нефтью на борту через датские проливы.
С этой целью руководство Дании намеревается создать альянс из стран-союзников, которые ранее изъявили желание минимизировать экологические риски, связанные с хождением по Балтике старых нефтеналивных танкеров без британской страховки.
Из указанных заявлений можно сделать вывод о том, что главным выгодоприобретателем будущего решения является Великобритания.
Британские власти, вероятно, обеспокоены паданием доходов британских страховых компаний и хотят извлечь двойную выгоду. Они стремятся вновь заставить всех судовладельцев оформить британскую страховку на перевозку нефти и заодно опустить вниз биржевые цены на нефть посредством принудительного помещения российской нефти в границы «ценового потолка».
По данным Reuters, Дания направила свои предложения в Брюссель, которые касаются введения изменений правил досмотра грузов. Датские власти предлагают Еврокомиссии останавливать старые танкеры с нефтью и проверять наличие у них британской страховки. Дания, Великобритания и другие страны, которые могут пострадать от разлива нефти опасаются того, что российские страховые компании, которые сейчас страхуют риски перевозки нефти, откажутся от выплаты страхового возмещения в адрес недружественных России стран.
По словам Расмуссена, Дания не будет спешить с вводом новых ограничений поскольку она намеревается придерживаться международных норм о свободе судоходства.
Сейчас безопасный и свободный проход российских судов через датские воды регулируется Копенгагенским трактатом 1857 года и Положением конвенции ООН по морскому праву 1982 года. МИД России уже сообщил, что Россия будет расценивать возможное блокирование российских нефтеналивных танкеров как серьезное нарушение указанных документов.
Сейчас через датские проливы проходит до 60% от всего экспорта российской нефти.
Для России возможное решение датского правительства с точки зрения экономических последствий будет равносильно объявлению войны.
С высокой степенью вероятности это вынудит Россию сопровождать танкеры военными кораблями. Это создаст для Дании военные риски и в том числе ядерного характера.