Прошло два года, пока балет не решили поставить в Нижнем Новгороде, где местная труппа еще не имела опыта подобной работы.
Новый спектакль придуман так, чтобы у зрителя не было шанса не влюбиться с первого взгляда. Начиная с того, что эту «Пиковую даму» сориентировали не на оперу Чайковского, как это повелось в балетном театре, а на оригинал — повесть Пушкина.
Никакой Зимней канавки и истории утопления бедной Лизы в новом балете нет, хотя маленький реверанс традиции оставили — действие красиво мечется между XVIII и XIX веками, между ностальгией по рококо и по ампиру (сценограф — Альона Пикалова, костюмы — Татьяна Ногинова), Германн бродит под одиноко горящим окошком Лизы и в какой-то момент отдает ей страстный дуэт. Но все же главное на сцене — игральные столы, кордебалет в серебристых «скафандрах», изображающий карты, и несколько встреч Германна с Графиней.
Спектакль придуман в динамике кино, картины наплывают друг на друга, монтаж соединяет Париж и Петербург, прошлое и настоящее, реальность и бред, роскошный черно-золотой резной кабинет Графини и застенчивые выбеленные уголки, где по разным сторонам сцены обитают Германн и Лиза. Чекалинский, гвардейский офицер николаевской эпохи, оказывается то Распорядителем в игорном доме, то самим Графом Сен-Жерменом. При этом Юрий Красавин, в своей предыдущей «Пиковой даме» перепевавший Чайковского, здесь с наслаждением совмещает роль Минкуса-Пуни с автором бродвейских мюзиклов, в его музыке много галопов и гавотов, пропущенных через компьютер (эти эскапады с наслаждением воспроизводит оркестр под управлением дирижера Федора Леднева).
Хореографу Максиму Петрову досталась труппа с весьма ограниченными возможностями, как сугубо численными, так и профессиональными. Но он ловко манипулирует девятью парами горожан, превращая их в бесконечно раскрывающиеся и сворачивающиеся цветники, а для трех версальских пар сочиняет довольно сложный текст. С солистами дело обстоит сложнее, но буквально каждый работает с самоотдачей. Непростые танцы у неразлучного трио — Томского (Сюго Каваками), Сурина (Нурлан Нуркубат), Нарумова (Дмитрий Пельмегов). Эффектна тройная роль Чекалинского (Андрей Орлов), которому достается выразительное партнерство с Марией Александровой, экс-примой Большого театра.
Новый спектакль придуман так, чтобы у зрителя не было шанса не влюбиться с первого взгляда
Александрова, уже примерявшая на себя роль старой Графини в постановке Ролана Пети, здесь дает показательный урок старого балетного лицедейства, на глазах превращаясь из согбенной разрушенной старухи в настоящую красавицу, а затем — в разящий призрак. Напротив, Маюка Сато, которой досталась партия Лизы, и Максим Просянников в роли Германна, подкупают безыскусностью и искренностью.
Вероятно, потому что вся команда постановщиков неоднократно работала (в разных сочетаниях) вместе, их спектакль обладает важнейшим достоинством, обещающим постановке долгую жизнь: редкой выстроенностью целого.
В скульптурирующем свете Константина Бинкина его ретардации и ретроспекции порой кажутся ожившими полотнами старых итальянских мастеров, которые хочется рассмотреть, не упуская детали.
Справка «РГ»
Несмотря на то что «Пиковая дама» стойко ассоциируется с оперой, у нее глубокие балетные корни. Впервые ее героям предложил танцевать еще Серж Лифарь в Париже в 1940 году в оформлении Юрия Анненкова. Потом «Пиковую даму» ставили в США, Дании, Петербурге, Перми, Самаре. Самыми громкими оказались две совершенно разные версии Ролана Пети — в Марселе с Михаилом Барышниковым и в Большом театре с Николаем Цискаридзе.