Коммерческие доходы российских музеев по итогам 2023 года выросли на 13% по сравнению с предыдущим годом и достигли 29,8 млрд руб., следует из официальной статистики Минкультуры, с которой ознакомился РБК. Речь идет о средствах, которые учреждения получали от продажи билетов, платных лекций, сдачи в аренду помещений и другой коммерческой деятельности. Для сравнения, в 2022 году музеи заработали 26,4 млрд руб.
Как музеи зарабатывали
Доходы музеев от оказания платных услуг в прошедшем году даже превысили уровень, который был в 2019 году до пандемии — тогда они составляли 26,8 млрд руб. Большая часть коммерческих поступлений в 2023 году, а именно 22,6 млрд руб., — обеспечила непосредственно основная музейная деятельность, еще почти 2 млрд руб. принесли спонсорские и благотворительные вклады.
Впрочем, платные услуги приносят музеям менее четверти дохода. Основная категория финансовых поступлений — различные виды субсидий. Доля коммерческих доходов музеев в их общей выручке в 2023 году по сравнению с предыдущим годом не изменилась и составила 22,3%.
Общий оборот российских музеев, с учетом бюджетных ассигнований, достиг в 2023 году 130 млрд руб. По сравнению 2022-м годом показатель вырос на 10% (тогда выручка составляла 118,6 млрд руб.). До пандемии оборот музеев был заметно меньше: в 2019 году их финансовые поступления составляли 93,7 млрд руб. Но и доля реальных коммерческих доходов тогда была выше — почти 29%.
На что музеи тратили
Расходы музеев в 2023 году увеличились сопоставимыми с ростом выручки темпами — почти на 10% за год, до 126,3 млрд руб. Основные траты музеев связаны с зарплатами (на эту графу расходов в 2023 году ушло 71,9 млрд руб.), капитальным ремонтом и реставрацией (10,3 млрд руб.) и оборудованием (5,1 млрд руб.).
Заметно, на 59%, выросли расходы музеев на пополнение фондов. В 2023 году они составили 655,8 млн руб., тогда как в 2022-ом — 411,6 млн руб. Еще на 13% — с 3,7 млрд руб. до 4,2 млрд руб. — увеличились траты на организацию выставок. На реставрацию коллекции музеи в прошлом году потратили 503,5 млн руб., тогда как годом ранее этот показатель составлял 434,9 млн руб.
Какие еще сферы культуры демонстрируют рост
Ранее Минкультуры отчиталось и о росте доходов российских театров. Их выручка от продажи билетов на собственные спектакли по итогам 2023 года превысила результаты допандемийного 2019-го на 15% и достигла 28,9 млрд руб. На 31% год к году — до 37,7 млрд руб. — выросли и поступления парков культуры и отдыха. В 2022 году их совокупная выручка (включая бюджетные средства) составляла 28 млрд руб.
С чем связан рост доходов музеев
Большинство опрошенных РБК музеев связывают рост коммерческих доходов с увеличением посещаемости, а не с изменением цен на билеты. Это подтверждают и в Минкультуры: количество гостей музеев год к году выросло более чем на 12 млн и превышает допандемийные показатели, тогда как средняя стоимость посещения за пять лет снизилась (абсолютные цифры в министерстве не приводят). Министр культуры Ольга Любимова ранее говорила, что всего в 2023 году российские музеи посетило 43 млн человек, а самым посещаемым стал музей-заповедник «Петергоф». Исходя из статистики Минкультуры, количество посещений выставок, экспозиций и экскурсий в музеях превысило в прошлом году 132 млн.
В Государственном историческом музее (ГИМ) отмечают, что около 70% внебюджетных средств музея — это доходы от билетов, лекций и экскурсий. Остальное приходится на продажу книг и сувениров (примерно 12%), спонсорство и сдачу помещений в аренду (примерно 10%). В 2023 году ГИМ посетили больше 1 млн человек, в 2022 году — 866 тыс. «Иностранные граждане в составе посетительской аудитории — 3,5%, в числе которых преобладают посетители из Китая», — добавили в музее.
Заметный рост посетителей — с 3,7 млн в 2022-ом до 4,4 млн в 2023 году — констатируют и в музее-заповеднике «Казанский Кремль». Из них местные жители города составляют лишь 500 тыс., остальные — туристы, в том числе иностранные (их долю от общего числа посетителей в музее назвать затруднились).
В музее-заповеднике «Петергоф» подчеркнули, что являются некоммерческой организацией, и весь их доход формируется из платных услуг. В 2023 году рост поступлений составил 7% по сравнению с 2022-ым, что представитель «Петергофа» связывает с пусть и незначительным, но все же ростом количества иностранных посетителей, стоимость билетов для которых выше. «В 2023 году добавились посетители из Австралии, Болгарии, Боливии, Голландии, Зимбабве, Индонезии, Канады, Кении, Эфиопии и других стран», — констатируют в музее. Общий поток посетителей год к году в «Петергофе» вырос на 2,5% (абсолютные цифры не раскрываются). При этом стоимость билетов у музея в 2023 году не изменилась.
Но не только рост числа посетителей стал для музеев драйвером роста выручки. Так, музею-заповеднику «Царицыно» основную часть доходов обеспечили сдача в аренду помещений дворцового комплекса и парковых зон для организации мероприятий и киносъемок. В целом коммерческие доходы «Царицыно» в 2023 году увеличились на 26,5%, рассказала его гендиректор Елизавета Фокина.
Кроме мероприятий и киносъемок на доходах музея-заповедника сказалось и развитие концертной программы: увеличение доходов от этого направления составило 10% год к году, всего было реализовано 18 тыс. билетов. «Общее количество посетителей на территории парка в 2023 году составило 7,86 млн человек и увеличилось относительно 2022 года более чем на 19%», — добавила Фокина.
Как объясняют рост доходов музеев в Минкультуры
Рост коммерческих доходов музеев в профильном для отрасли Минкультуры связывают с расширением спектра предоставляемых музеями услуг, что дополнительно стимулировало развитие внутреннего туризма. «Именно с конца 2019 — начала 2020 года (с начала пандемии) организации культуры, в том числе и музеи, начали прорабатывать адаптационные стратегии в условиях жестких ограничений, — отмечают в министерстве. — Увеличилось количество образовательных и просветительских, а также культурно-массовых мероприятий, что привело к росту посещаемости музеев и музеев-заповедников. Кроме того, увеличилось количество индивидуальных и семейных посещений музеев».
Какие проблемы остаются у отрасли
Для Исторического музея по-прежнему самой серьезной проблемой остается нехватка фондовых и экспозиционных помещений, отмечают в пресс-службе музея. Его коллекции, по собственным данным, насчитывают более 5 млн экспонатов, хранение большей части которых сосредоточено в зданиях вблизи Красной площади. Это, по словам представителя музея, сокращает экспозиционные возможности.
Для «Царицыно» одним из ключевых вызовов выступает необходимость адаптации к цифровой эпохе. Сейчас, по словам Фокиной, виртуальные выставки и интерактивные экспозиции становятся новым стандартом привлечения посетителей. «К тому же, музеям приходится конкурировать за внимание аудитории с развлекательной индустрией, что требует новых, более активных форм культурного просвещения, — добавляет глава «Царицыно».