Актуально
Вт. Окт 1st, 2024

Роскомнадзор предлагает запретить голосовые звонки через мессенджеры, которые откажутся от проверки номеров

By Admin Июн14,2024

Один из распространенных способов телефонного мошенничества – звонки с подменных номеров. Людям звонят злоумышленники и представляются сотрудниками банка, правоохранительных органов, государственных служб. Номер, с которого звонят мошенники, как правило, не вызывает подозрений и может полностью повторять реальный номер банка или госучреждения. Для борьбы с этим явлением была создана система “Антифрод”, которая в связке с подключившимися к ней операторами связи должна выявлять и предотвращать вызовы с подменных номеров.

Максим Александрович, сколько звонков с подменных номеров вывил “Антифрод” в 2024 году? И какова статистика системы за все время работы?

Максим Прыткин: Система работает с 2022 года. За все время работы она помогла заблокировать более 1 млрд таких звонков, при этом, за первые 4 месяца 2024 года – предотвратила 248 млн вызовов.

Как можно оценить динамику? Число мошеннических звонков такого типа растет или падает? На ПМЭФ-2024 была озвучена сумасшедшая цифра – до 20 млн мошеннических звонков разных типов в сутки.

Максим Прыткин: Это число растет, но растет в том числе и по мере присоединения к системе операторов связи. Так, в феврале 2024 года “Антифрод” выявил 52 млн звонков с подменных номеров, в марте – 56 млн, в апреле – 70 млн таких вызовов.

Сколько операторов сейчас подключены к системе?

Максим Прыткин: К системе “Антифрод” подключены 1099 операторов связи. Их общая номерная емкость составляет 97,48%. Всего в России 1166 операторов связи, которые должны верифицировать вызовы в системе “Антифрод”, как того требует законодательство. Пока подключились не все, но эта работа скоро будет завершена.

Сколько операторов оштрафовали за нарушение сроков подключения к системе? И на какую сумму?

Максим Прыткин: Согласно ст. 13.2.1 КоАП РФ сумма административного штрафа за нарушение сроков подключения к “Антифроду” составляет до 1 млн рублей. Суды назначили штрафы в отношении 88 операторов связи. Их общая сумма составляет 27,5 млн рублей.

Вышла ли система “Антифрод” уже из тестового режима? Ранее предполагалось, что она будет полноценно запущена в первом квартале 2024 года.

Максим Прыткин: Создание системы завершится в декабре 2024 года. На сегодняшний день реализован набор функций, обеспечивающих верификацию звонков для блокировки вызовов с подменой номера. Полноценно система заработает, когда к ней подключатся все операторы связи.

Не так давно возникла инициатива о создании единой платформы по противодействию мошенничеству. Об этом говорила первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова и подтверждал глава Минцифры Максут Шадаев. Теперь еще обсуждается и возможность подключения к ней маркетплейсов. Может ли это быть реализовано на базе вашей платформы?

Максим Прыткин: Мы приветствуем любые инициативы, направленные на противодействие фроду и готовы прорабатывать варианты дальнейшего развития системы “Антифрод” во взаимодействии с коллегами. В единстве наша сила, но ответственность при этом в рамках компетенции каждого из упомянутых ведомств или организаций никто с нас не снимал.

Одно из самых больших беспокойств вызывает вырабатывание номеров, попадающих в базы, как мошеннические. Как быть с номерами, после того как они меняют владельца? Кто отвечает за обеление номера?

Максим Прыткин: Я считаю, что полномочия по обелению номера должны находиться в зоне ответственности операторов связи. Необходимо дополнять законодательство в области связи и максимально четко и подробно описать процедуру.

Что со звонками с иностранных номеров и мессенджеров?

Максим Прыткин: В силу текущих обстоятельств обмен данными о звонках с иностранными операторами сегодня затруднен. В связи с этим Роскомнадзор обсуждает с крупными операторами связи новые способы борьбы мобильных операторов связи с телефонным мошенничеством. В частности, обсуждается вариант блокировки всех звонков из-за границы по умолчанию.

А как же звонить тем, у кого в России родственники, деловые партнеры?

Максим Прыткин: У абонента появится возможность выбора: принимать или не принимать заграничные звонки. Сделать это будет возможно для всех заграничных звонков или только для абонентов из списка контактов, например, принимать звонки только от родных и близких. Здесь очевидна необходимость повышения ответственности самих операторов связи за предоставление своим абонентам возможности защититься через отказ от приёма, полного или частичного, звонков из-за границы.

А как с мессенджерами?

Максим Прыткин: В вопросе звонков через мессенджеры важно разработать механизм взаимодействия операторов связи с владельцами социальных сетей, менеджеров и различных приложений, где в качестве идентификатора пользователями этих ресурсов используется номер телефона. Полагаем, что для тех мессенджеров, которые откажутся от проверки достоверности номеров совместно с операторами связи, возможно применение мер по запрету совершения через них голосовых вызовов на территории нашей страны.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *