Санкт-Петербургский институт истории РАН организовал виртуальную выставку одного документа. Ее единственным экспонатом стал редкий автограф Михаила Сперанского: письмо, написанное 18 сентября 1811 года и адресованное генералу от инфантерии и члену Государственного совета Михаилу Философову.
«Сперанский с воодушевлением откликнулся на предложение по учреждению «в Псковской губернии фабрик», — сообщает кандидат исторический наук Андрей Ефимов, составитель выставки.
Как следует из текста письма, он сообщил об этом императору Александру I и, получив от того в целом благожелательную реакцию с указанием связаться по данному вопросу с несколькими потенциально заинтересованными министрами, а именно военным, внутренних дел и уделов, постарался и далее пролоббировать у государя эту идею, пусть и не слишком масштабную, но отнюдь небесполезную для экономики Российской империи как содействующую развитию промышленного производства».
Историк считает, что это письмо служит яркой иллюстрацией государственного мышления Сперанского, «старавшегося поддерживать инициативы и предложения, способствующие развитию государства как в сфере политической организации, так и в области экономики».
Граф Михаил Сперанский родился в 1772 году в селе Черкутино, ныне Владимирской области, в семье священника. Он и сам поначалу пошел по стопам отца, окончив в 1791 году Александро-Невскую семинарию в Петербурге. Но с 1797 Сперанский находился на государственной службе.
В частности, с 1803 по 1807 годы возглавлял департамент министерства внутренних дел и в тот период времени предложил несколько проектов государственных реформ. Важнейшими из них исследователи считают «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России», которую Сперанский представил в 1803 году.
«По инициативе и активном участии Сперанского в начале XIX века была проведена серия государственных преобразований, — продолжает Ефимов. — Вершиной этой работы должна была стать реализация положений подготовленного по прямому поручению императора Александра I плана реформ, изложенного во «Введении к уложению государственных законов».
Итогом этой программы виделось создание стройной системы центрального и местного управления, основанной на принципе разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной».
С 1807 года Сперанский был статс-секретарем Александра I, а в 1808 году вошел в состав Комиссии составления законов. Годом позже по поручению императора подготовил план государственных преобразований, упомянутое выше «Введение к уложению государственных законов».
В этом проекте Сперанский «рекомендовал для предотвращения возможных революционных потрясений в России придать самодержавию внешние формы конституционной монархии». Идея заключалась в том, чтобы некоторые должности чиновников были выборными, но политические права получали только дворянство и «среднее состояние».
Простому же народу предлагалось дать лишь некоторые гражданские права, сохранив при этом крепостное право. Идеи Сперанского далеко не всем пришлись по душе, хотя некоторые из них он успел реализовать, например, его стараниями был учрежден Государственный совет.
«Реформатор столкнулся с противодействием как консервативно настроенных чиновников, так и личных недоброжелателей, — заключает Андрей Ефимов. — В 1812 году Сперанского обвинили в измене и сослали в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, а затем перевели в Пермь.
Однако опала не смогла подавить государственное мышление Сперанского. Даже находясь далеко от столицы, в Пензе и в Сибири, он стремился упорядочить устройство вверенных ему территорий и в плане управления, и в плане хозяйства. Итогом его службы генерал-губернатором Сибири стала начатая в 1822 году реформа Сибирского управления».