Михаил Будниченко дает интервью в день подъема флага на подводном ракетоносце “Князь Владимир”. Фото: Максим Воркунков
За несколько дней до торжественной церемонии мы встретились с Будниченко в Москве. Диалог был неформальным, без фото и видео, поэтому Михаил Анатольевич согласился рассказать немного о своих корнях, семье, профессиональном выборе. А еще – о том, как помогают добиваться поставленных целей во главе большого коллектива пример отца и уроки старших коллег.
– Я пришел на завод в 17 лет, – называет главную точку отсчета мой собеседник. – Летом 1977-го закончил школу в Северодвинске, поступил в Севмашвтуз и тогда же был принят учеником слесаря-монтажника на восьмой участок в 55-м цехе…
Опуская детали, Будниченко повел рассказ вперед, а я поясню. Севмашвтуз в то время был филиалом Ленинградского кораблестроительного института – знаменитой “питерской корабелки” (ныне – Морской технический университет в Петербуге). Цех под номером 55 – это главное на северодвинской верфи стапельно-сдаточное производство. Тут из разрозненных частей и блок-модулей собирают в единое целое атомные подводные лодки и готовят их к спуску на воду.
– А до 77 года на заводе не были? – пытаюсь вытянуть из моего визави только ему известные детали.
– Был! – оживляется Михаил Анатольевич. – В пять лет папа взял меня на первомайскую демонстрацию. Пришли к заводу, где отца увидел директор, тогда им был Егоров, и позвал за собой. А на вахте охрана – с ребенком не пропускают. Тогда Евгений Павлович взял меня на руки и занес в приемную перед директорским кабинетом, где стояли в ряд большие красные знамена. Охране сказал: “Считайте, что это мой сын. И всегда пропускайте”. Так я в пять лет с Егоровым познакомился. Таким и запомнил, хотя больше с ним не встречался…
– А с другими директорами-героями, что были на Севмаше до вас – с Просянкиным, Макаренко, какие были отношения?
– Я семь лет работал слесарем, четыре года – мастером, начальником участка – где директор и где я? Не тот возраст и не то положение…
Генеральный директор ЦКБ “Рубин” Игорь Вильнит и Михаил Будниченко на ходовом мостике АПЛ в акватории “Севмаша”. Фото: Максим Воркунков
Наш оживившийся диалог прервал на полуслове и задал новый поворот звонок по мобильному, на который Будниченко просто не мог не ответить: “Старший внук пробивается…”
– Николай – старший из внуков. А сколько всего?
– Шесть.
– И где они сейчас?
– В Северодинске. И обе дочери, и все внуки.
– Дочери тоже связаны с судостроением?
– Нет, обе – врачи. Так получилось. У нас в семье никогда врачей не было, а тут обе захотели. Закончили Архангельский медицинский университет и работают по специальности.
– А с супругой, знаю, вы вместе со студенческих лет…
– Да, в школе познакомились, на втором курсе расписались.
– Вам тогда было лет девятнадцать-двадцать?
– Девятнадцать.
– Как отнесся к этому отец?
– Терпимо. Хотя и без большой радости…
– А мама – поддержала? Или отговаривала?
– Никто не отговаривал. У нас так в семье было принято: каждый за свои поступки должен отвечать. Я учился и уже работал, сам зарабатывал. В результате папа полюбил невестку, мою жену, наверное, больше, чем сына…
– Ваш отец заканчивал Николаевский кораблестроительный институт…
– Он и родился в Николаеве. И он, и мама там родились. В 1954-м поженились и в том же году перебрались в Северодвинск.
– Тогда это был Молотовск…
– Да. А я уже коренной северодвинец.
Михаил Будниченко и директор СПМБМ “Малахит” Владимир Дорофеев (слева) у первой советской атомной подлодки К-3, которая теперь стала музеем. Кронштадт, июнь 2023 года. Фото: Александр Емельяненков/ РГ
– Возвращаясь к памятной истории в день первомайской демонстрации, можно в шутку сказать, что Михаил Будниченко первый раз въехал в главный штаб завода 60 лет назад – на плечах тогдашнего директора Егорова. У вашего отца были какие-то особые с ним отношения?
– Не думаю. Просто в чем-то надо было помочь, и Егоров попросил: Анатолий, пойдем со мной. Возможно, что-то вынести – к демонстрации готовились…
– А позже, уже сыну-школьнику, на работу к отцу можно было попасть?
– Мне не доводилось. Я в первый раз попал к папе в кабинет, когда уже несколько лет работал на заводе и был старшим мастером.
– А почему так? Вы уже старший мастер, несколько лет на заводе, а зайти к отцу, который работает здесь же, долгое время не могли. Из-за секретности?
– Да нет. Просто у меня – своя работа, у него – своя. Не было времени просто так по заводу “шариться” …
– Ваш отец создавал особое производство, 9-й цех, где главная специальность называлась трубомедник…
– И до сих пор называется.
– В честь девятого цеха ветеран “Севмаша” Виктор Сорокин даже гимн написал, а в нем такие слова:
- Мы загнем любые трубы,
- Их количество не счесть.
- Мы не знаем слова “трудно”,
- Мы гордимся словом “честь”!
- Трубомедник очень нужен,
- Трубомедник – это бог,
- Мы трубу завяжем в узел
- И загнем в бараний рог!
Наверное, среди сувениров-подарков в доме отца нашелся бы и фрагмент трубы в форме узла…
– Думаю, да. А у меня в памяти визит на завод Валентины Терешковой, я был тогда заместителем генерального. Ей тоже такой узелок из трубы показали. Она в ответ: у нас таких технологий и близко нет. Шарик по диаметру трубы-узла прокатывается, нигде не застревая…
Получить такой сувенир – честь. А чтобы его создать, нужно пройти особую школу трубомедников “Севмаша”. Фото: Александр Емельяненков
– Ваш отец из трубогибочного цеха никуда не ушел до самой пенсии?
– Не ушел. Хотя были предложения, в том числе от Егорова, перейти к нему заместителем. Но отец решил: это мое, из черной кузни сделал светлый цех, и никуда уже не перейду. Он в это душу вложил, собрал коллектив, сделал цех лучшим в отрасли.
– А какие еще отцовские уроки запомнились? Вы ведь не один были в семье?
– Есть сестра – на шесть лет старше меня. Отец и мама всегда были для нас примером. Отец большую часть времени проводил на работе. Но при этом мы часто и много с ним разговаривали. Поэтому я и выбрал специальность инженера-механика. Мне было интересно…
– Отца звали Анатолий Михайлович. А деда? Михаил Анатольевич?
– Конечно!
– Помните его?
– К сожалению, нет. Я его даже не видел. Дед в войну погиб. Он служил в военкомате в Николаеве, не успел эвакуироваться. А бабушка с сыном, моим будущим отцом, спасались где-то в Казахстане. Когда война закончилась, вернулись в Николаев. Было голодно, холодно. Отец поступил в артиллерийское училище, потому что там кормили и одевали. Закончил училище – пошел в корабелку…
– А потом, когда на севере прописался, на юг не тянуло? Приходилось вместе с отцом бывать в Николаеве?
– Конечно. Когда бабушка была жива, ездили каждый год – и с мамой, и с отцом: Очаков, Николаев. Долгое время там родственники оставались – в том числе мамина родная сестра.
– У тех, кто родом с Украины, теперь непреходящая боль…
– Это боль и тех, кто там был, и кто не был. Думаю, осознание, в том числе историческое, придет: это общая боль и Украины, и России.
С 2012 года Михаил Будниченко возглавляет оборонную верфь в Северодинске и сохраняет память о том, что она создавалась большой страной и служила ее интересам. Фото: Александр Емельяненков/ РГ
Досье “РГ”
Михаил Анатольевич Будниченко назначен генеральным директором “Севмаша” в июне 2012 года. Сменив в этой должности А.А. Дьячкова, он стал двенадцатым директором верфи с момента создания ее в 1939 году. До него Героями социалистического труда были три директора: Е.П. Егоров (1959), Г.Л. Просянкин (1971), А.И. Макаренко (1986). Звания Герой России в 1996 году удостоен Давид Гусейнович Пашаев, руководивший “Севмашем” в переломное время – с 1988-го по 2004-й.
При генеральном директоре Будниченко на стапеле “Севмаше” заложены семь подводных ракетоносцев проекта 955 “Борей-А” и семь многоцелевых АПЛ серии 885 “Ясень-М”. За тот же период завершены в постройке, испытаны и переданы ВМФ семь “Бореев”, четыре “Ясеня” и АПЛ специального назначения “Белгород”. А параллельно с этим построены и сданы под заселение 9 многоквартирных домов для сотрудников предприятия.
Михаил Будниченко – доктор технических наук, имеет звания “Заслуженный машиностроитель РФ” (2004), “Почетный судостроитель” (2009) и “Почетный гражданин Северодвинска” (2018). Ранее был награжден медалью ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени (1999), орденом “За морские заслуги” (2014) и орденом “За заслуги перед Отечеством” IV степени (2021).
В диалоге с журналистами, когда такая возможность случается, личных заслуг не выпячивает, а переводит разговор на коллектив, всякий раз напоминая, что создание атомных подводных лодок – это процесс длительный, трудоемкий, в него вовлечено несколько тысяч специалистов и производственных рабочих разного профиля, плюс – широкая кооперация со смежниками и поставщиками оборудования.
“Севмаш” и севмашевцы с птичьего полета. В первом ряду в центре – Михаил Будниченко. Фото: Пресс-служба ПО “Севмаш”