Для того чтобы объяснить значение «Мамисона» для индустрии гостеприимства и то, как тяжело реализовывался проект, надо рассказать историю создания курорта. Объект начали строить еще в 2009 году, но через шесть лет из-за финансовых проблем заморозили. К этому времени в него было вложено около 2,2 миллиарда рублей. Успели построить часть автодороги (до Нижнего Зарамага), электроподстанцию и две высоковольтные ЛЭП длиной 23 километра, водозабор и водопровод.
Четыре года все это не использовалось.
В 2019 году власти Северной Осетии представили правительству страны новый проект «Мамисона», где масштабы горнолыжного курорта были изрядно уменьшены по сравнению с первоначальными. В измененной редакции проект одобрили. Было решено создать в республике особую экономическую зону туристско-рекреационного типа «Мамисон», и подписано соответствующее постановление кабмина РФ.
И вторая попытка построить горнолыжный курорт, похоже, увенчается успехом.
Сейчас концепция «Мамисона» предполагает прием около 5700 человек единовременно, из них 2200 — гости, которые приезжают отдохнуть на один день и не остаются ночевать. Еще 3500 туристов могут разместиться в отелях на территории гостиничной деревни «Калак».
По оценкам независимых экспертов, «Мамисон» действительно обладает рядом уникальных характеристик, что может превратить его в одно из самых востребованных мест отдыха в стране. Он расположен всего в 95 километрах от Владикавказа. Когда курорт заработает в полную силу, туристы получат в свое распоряжение горнолыжные трассы общей протяженностью 65 километров с перепадом высот более двух тысяч метров. «Мамисон» будет такой же точкой притяжения, как «Архыз», «Домбай» или «Красная Поляна».
Но сначала этот большой курорт надо все-таки доделать и запустить.
— Знаю, что строительство «Мамисона», идущее в республике уже 15 лет, у многих в последние годы вызывало скепсис, — сказал глава Северной Осетии Сергей Меняйло во время выступления с ежегодным докладом об основных направлениях социально-экономического развития республики и отчетом о результатах деятельности правительства РСО-Алания за 2023 год. — Я прекрасно понимаю, откуда такое отношение. Заявили проект еще в 2009 году. Полтора десятка лет стройку не могли начать. По разным причинам — объективным и субъективным. В то, что этот проект когда-либо закончат, уже мало кто верил. Но сегодня строительство идет! Конечно, объем работ огромный — курорт строится, что называется, в чистом поле.
«На конец 2023 года одним из резидентов «Мамисона» вложено 950 миллионов рублей частных средств. Общая стоимость проекта — 19 миллиардов рублей»
По словам Сергея Меняйло, к началу 2024 года введен в эксплуатацию автодорожный тоннель к рекреационному комплексу. Техническая готовность дороги от селения Нижний Зарамаг к курорту «Мамисон» составляет 80 процентов — ее сдадут в эксплуатацию в этом году. Завершено строительство и запущены в работу водозаборные сооружения. Прокладываются коммуникации: газораспределительную станцию и газопровод планируется сдать осенью этого года. Две высоковольтные линии и подстанция также готовы к работе: электричество будет подано к июлю.
Строительство опор для первой очереди канатных дорог контролируется на уровне правительства РФ и ведется по графику. Также строятся открытая плоскостная парковка для гостей, многофункциональный центр и гараж ратраков. Продолжается строительство хостела на 600 мест, общежития на 400 мест и парковки на 700 мест. Много сил и времени также занимает создание системы искусственного оснежения.
Все это — то, что должно построить государство. Но еще более важны частные инвестиции и готовность крупных предпринимателей вкладывать деньги в проект. Сейчас Министерством экономического развития России определены три новых инвестора курорта, которым предоставлены земельные участки для строительства гостиниц категории «четыре звезды».
— Резидентом ООО «Мамисон» на конец 2023 года вложено 950 миллионов рублей частных средств, — сказал Сергей Меняйло, приводя один из примеров сотрудничества бизнеса с властью. — Напомню, общая стоимость проекта — более 19 миллиардов рублей. Все это — частные инвестиции. Планируется создание более трех тысяч рабочих мест. Срок реализации первого этапа проекта — конец 2025 года.
Тем временем
В городской черте Владикавказа реализуется еще один большой и яркий туристический проект — всесезонный тематический «Алания-парк». Здесь завершен монтаж подвесной пассажирской канатной дороги, а также строительство сервисного центра и колеса обозрения. Ведется проектирование гостиницы категории «пять звезд», ресторана и кафе. Определена горнолыжная трасса, построены сети электроснабжения, водоснабжения и водоотведения на южном и северном склонах горы Лысая, где разместился курорт. Общая стоимость этого проекта — более трех миллиардов рублей, которые также являются частными инвестициями.