К этому роману, самому автобиографичному у Фицджеральда из всех, им написанных, у читателей отношение двоякое. Кто-то восторженно числит его в любимых шедеврах, кто-то возмущается рыхлой композицией… Авторы спектакля предприняли беспроигрышный ход: все действие разворачивается в кабинете некоего психоаналитика, где известный врач-психиатр Дик Дайвер проходит курс лечения от собственной депрессии. А события, приведшие его к этому финалу, даются в ретроспективе, как воспоминания.
Таким образом автор инсценировки Станислав Сошников избавляет зрителя от затянутой первой части романа, где читателя убаюкивало длинное описание сладкой жизни «сливок общества». Конфликт вырисовывается сразу: психиатр женится на своей пациентке, становясь при ней и врачом, и сиделкой, и гиперответственным мужем, который ни под каким видом не может разорвать супружескую связь. Но как быть, если его настигнет кризис среднего возраста? Или неожиданная влюбленность в юную девушку? Или понимание, что он изменил своему призванию и стал рядовым обывателем?
Фицджеральд, как типичный представитель «потерянного поколения», склонен нагнетать в своих произведениях безысходную тоскливость, уводя, впрочем, многое в подтекст, в саркастическую насмешку судьбы. Авторы спектакля, наоборот, подчеркнуто внимательны к мимоходом брошенным репликам героев и их поступкам.
— На новой площадке нам хотелось рассмотреть, как под увеличительным стеклом, человеческие взаимоотношения, — подчеркивает режиссер Владимир Драгунов — Поэтому наша версия романа и называется «Дик и Николь». Это история чувств, вспыхивающих и угасающих, история человеческой трагедии, где каждая эмоциональная деталь видна как на ладони.
Полина Лоран в роли Николь вполне убедительна и в возрасте юной, травмированной инцестом пациентки, и в возрасте зрелой женщины, набравшейся сил и уверенности в себе. Ее разборки с мужем, который долгое время был ей поводырем по жизни, а потом стал ненужной обузой, полезно рассмотреть не столько с точки зрения переживаемых диагнозов, сколько с точки зрения любых семейных конфликтов.
Фото: Пресс-служба Малого театра
Эльдар Лебедев в роли Дика — как взведенная пружина. За внешней сдержанностью — буря эмоций. И как, в самом деле, пережить такое: жертвенная любовь, нарушение во имя ее главной профессиональной заповеди, отказ от собственных амбиций — и все это в конце концов приводит к самому плачевному результату…
Художник спектакля Мария Рыбасова избавляет спектакль от лишних деталей: черный фон, черные ширмы, скромный стеклянный столик — вот и все декорации. Лишь наряды персонажей (художник по костюмам Любовь Скорнецкая) поясняют нам, что все эти сюжеты — из серии «богатые тоже плачут».
Первый спектакль по Фицджеральду в Малом театре получился, надо признать, весьма мрачным, хотя и поучительным зрелищем. Или, точнее — поучительным, но мрачным. Ну, так ведь и уроки, которые преподносит нам жизнь, чаще всего оказываются именно такими.