Актуально
Сб. Сен 21st, 2024

Цены на ягоды и фрукты на Юге, несмотря на разгар сезона, рванули вверх

By Admin Июн11,2024

На самом деле ситуация не такая прямолинейная, поясняет гендиректор Ягодного союза Ирина Козий.

– Когда мы говорим про ягоды, то уже нельзя сказать, например, что садовая земляника выращивается в основном на юге России. Все больше и больше производителей (и что примечательно – наиболее эффективных) появляется в центральной полосе России, поблизости от Москвы, – говорит эксперт. – Московская область по объемам выращивания этой культуры почти догнала Краснодарский край. А Калужская область наступает Московской на пятки. Это закономерно, потому что чем свежее ягода на прилавке магазина, тем она вкуснее и полезней, тем с большим удовольствием ее выбирают.

Фактор заморозков и погодных форс-мажоров в целом преувеличен

На юге сильных заморозков не было, но здесь прошли очень обильные дожди, был град, а на некоторых территориях даже ураганы. На Кубани и в Ставропольском крае хозяйства, по которым прямо прошелся ураган, потеряли много. Но спустя уже несколько дней пошло восстановление. Особенно там, где производители следят за растениями, обеспечивают их правильным питанием и помогают прийти в норму.

Гендиректор КСП “Светлогорское” в Краснодарском крае Игорь Евдокимов также считает, что фактор заморозков и погодных форс-мажоров в целом преувеличен. Например, если взять яблоки, главный российский фрукт.

– Кубань дает около 80 процентов яблок, 15 процентов – Ставрополье и северокавказские республики. И лишь пять процентов приходится на всю остальную Россию. Кроме того, у нас на Юге и в СКФО в этом году новые сады вступают в стадию плодоношения, так что мы полностью перекроем потери в тех центральных регионах, которые пострадали от заморозков, никаких проблем с продукцией на российском рынке не будет, – обещает Евдокимов.

Основное влияние на цену ягод, как и других фруктов, оказывают не заморозки, а рост себестоимости, добавляет Ирина Козий.

По словам экспертов, причина первая – падение курса рубля и проблемы, связанные с приобретением посадочного материала, средств защиты, удобрений, оборудования, запасных частей. Здесь главное – курс рубля к мировым валютам, а он обвалился практически в полтора раза.

Второе – подорожавшие рабочие руки. В отрасли очень много ручного труда. Уход за растениями и особенно сбор урожая требуют привлечения двух-трех, а то и пяти десятков человек на каждый гектар. Например, чтобы собрать урожай клубники с гектара, нужно, чтобы на этой площади одновременно работали 20-30 человек. В итоге, если в хозяйстве, например, 30 гектаров, то нужна почти тысяча человек. Да, по факту все эти 30 гектаров не плодоносят одновременно, но порядок цифр такой.

Также в 2024 году сильно усложнились процедуры въезда иностранных сезонных рабочих. Многие просто отказываются приезжать в Россию. Предложение труда сократилось – и стоимость закономерно выросла. В среднем расходы на персонал во время уборки выросли примерно в полтора раза относительно прошлого сезона. Кроме того, иностранные рабочие считают свой заработок в валюте, поэтому курс рубля и тут имеет огромное значение.

Третий важный фактор – удорожание всего, что связано с перевозкой и логистикой: топлива, самого транспорта, труда водителей (и, в принципе, нехватка водителей). Резко подорожала перевозка как необходимого инвентаря для ягодоводства, так и самой ягоды – до полки магазина.

Мы продаем перекупщикам товар по 55 рублей за кило, они поставляют в сеть по 60. А вот сети накручивают уже и 100, и 150, и 200 процентов

Кстати, в разных сегментах отрасли наценки сильно различаются.

Например, СПК “Светлогорское” поставляет продукцию практически по всей России: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Челябинск и так далее. С сетями здесь напрямую не работают. Евдокимов говорит, что это было бы довольно тяжело при таких больших расстояниях. Продукцию продают перекупщикам, которые сами развозят фрукты по регионам.

– Вопреки расхожему мнению, перекупщики закладывают небольшую маржу. Если перекупщик пять рублей заложит на килограмм, это для него счастье. Мы продали ему по 55 рублей, а он поставил в сеть по 60. Так это работает. А вот сети накручивают и 100, и 150, и 200 процентов. Неудивительно, что потребитель на прилавке видит фрукт по цене 120-220 рублей за килограмм, – говорит Евдокимов.

Но ягоды – это продукция категории суперфреш, с ультракоротким сроком хранения, и розничная наценка там тоже получается большой. Но она обоснованна, считает Ирина Козий.

– Если мы с вами внимательно посмотрим на работу розничной сети, на затраты, на то, какая часть продукции в итоге оказывается в отходах, эта наценка получается обоснованной. И нельзя сказать, что розничные сети наживаются на потребителях. Они делают большую работу, и она требует расходов, – подчеркивает глава Ягодного союза.

По словам экспертов, если говорить в целом об ассортименте фруктов и ягод на Юге России, то он не претерпел особых изменений. Правда, в последнее время растут площади посадки голубики и (в меньшей степени) ежевики. Малину и смородину здесь выращивать сложно. На юге для нее слишком жарко. Хотя успешные примеры тоже есть. .

Кстати

На прошлой неделе в регионах СКФО и в Краснодарском крае начали собирать первый урожай персиков. По словам аграриев, средняя отпускная цена будет около 100 рублей за килограмм. Но в центральной полосе России этот продукт практически не увидят. Основной объем пойдет в пансионаты Кубани и Кавминвод, а также на Черноморское побережье. Для центральных регионов уже ничего не останется.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *