© aleksandrbs / Фотобанк 123RF.com |
Верховный Суд РФ отменил состоявшиеся судебные акты по делу о правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ (Непредоставление сведений, информации), в отношении организации, которая не предоставила вовремя документы, запрошенные инспектором Росприроднадзора в ходе внеплановой выездной проверки производственного объекта этой организации (Постановление Верховного Суда РФ от 22 октября 2024 г. № 11-АД24-47-К6).
Росприроднадзор (который составил протокол об АП), а затем и суды исходили из того, что организация получила сначала решение о проведении КНМ, в котором был перечень истребуемых документов, а затем еще и дополнительное письменное требование, однако документы так и не представила. А ходатайство организации о продлении срока предоставления документов Росприроднадзор отклонил. Таким образом, состав правонарушения — налицо.
Верховный Суд РФ посмотрел на ситуацию по-другому:
- Росприроднадзор не только не получил истребуемые документы, но и, прибыв к месту проверки, дополнительно нашел, что проверяемое лицо по данному месту в принципе отсутствует,
- в связи с этим был составлен акт о невозможности проведения КНМ, в качестве причин невозможности указано две — отсутствие лица и отсутствие документов,
- на основании данного акта инспектор Росприроднадзора составил два протокола об АП: по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ (противодействие проверке, повлекшее невозможность ее проведения) и по упомянутой ст. 19.7 КоАП РФ;
- между тем, из материалов дела усматривается, что документы истребованы у организации для проведения проверки, их непредставление в установленный в требовании срок воспрепятствовало законной деятельности должностных лиц органа надзора по проведению проверок и повлекло невозможность проведения проверки;
- данное деяние охватывается диспозицией ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа надзора по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшее невозможность проведения или завершения проверки (в редакции кодекса, действовавшей на момент составления протокола об АП);
- поскольку уклонение контролируемого лица от проведения КНМ или воспрепятствование его проведению влечет ответственность, установленную федеральным законом (ч. 12 ст. 65 Закона № 248-ФЗ), обязанность по представлению документов подлежала исполнению организацией для обеспечения инспектору Росприроднадзора возможности оценки соблюдения ею обязательных требований при осуществлении деятельности Росприроднадзора, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, при этом из материалов дела не следует, что организацией не представлены в Росприроднадзор сведения (информация), представление которых предусмотрено законом (отличным от закона № 248-ФЗ), а сам закон, возлагающий на организацию обязанность по предоставлению документов, перечисленных в решении о проведении проверки и требовании о представлении документов, в судебных актах не приведен,
- то вывод о наличии в деянии организации состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, обоснованным признать нельзя. Тем более что к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ организация уже привлечена.
Итог: акты о наказании по ст. 19.7 КоАП РФ отменены, дело прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения.