– Вячеслав, одна из целей ваших проектов с детьми – научить их опираться на себя, развивать индивидуальность. Откуда взялась такая идея?
– Немалую роль сыграл мой собственный негативный школьный опыт. Школу я не любил по причине того, что учёба тяжело давалась. Мы потом смеялись, что мама со мной вместе её закончила. Со стороны учителей чаще было отношение: неспособный, невоспитанный хулиган, мешающий всем. Стать как все для меня было физически недостижимо. Раньше мало кто знал про СДВГ (синдром двигательной активности и дефицита внимания). Поэтому возникло стойкое ощущение человека третьего сорта. Мне говорили, что даже дворником не стану, потому что все места заняты более способными.
– Я по несколько раз в год лежал в больницах. У меня были две самые распространённые в мире психосоматические болезни – гастрит и бронхиальная астма. Мне прямо выгодно было болеть – чтобы не ходить туда, где мне было плохо.
– Всё изменилось, когда я после 9-го класса ушёл из школы и поступил в медучилище. В этой среде меня никто не знал как неудачника и двоечника. И я заметил, что могу себя чувствовать со сверстниками на равных, что я интересен другим и успешен в компании. Это было классное чувство! Даже гастрит куда-то исчез. Я понял, что одно из основных качеств – это умение опираться на себя и делать то, что для меня самого здесь и сейчас важно.
– Со временем организовал свой бизнес – турклуб для взрослых. В отношении семьи поначалу был уверен, что моя задача – приносить домой деньги, а детьми пусть занимается жена. Но когда дочери исполнилось 5 лет, решил, что надо бы разобраться в воспитании. Как? Подумал, что если проведу сто детских мероприятий, то наверняка разберусь. И это так захватило, что, начав заниматься детьми, я не смог остановиться.
– Ваши походы – это развлечение?
– Не только. Это в том числе образование, чтобы ребёнок увидел разные пути взаимодействия с миром. Чем больше вокруг интересных людей, тем качественнее образование. Я сейчас для тысяч детей такой наглядный образ, как учиться опираться на себя и меньше обращать внимания на оценки окружающих.
– И на школьные оценки?
– В школе оценки преподносятся как мерило успешности в жизни. Если ты пятёрочник, то у тебя в жизни будет счастье вселенское, а если двоечник – то неудачник. На самом деле все мы знаем, что это не так. Поэтому опираться на оценки нет смысла.
– Вы считаете, что детей нельзя ограждать от трудностей, они воспитывают.
– Пример классической трудности – вброд перейти реку. У нас есть такие походы в ноябре. Идти страшно, ведь вода ледяная, а родители говорят, что ноги мочить нельзя. Но если у ребёнка авантюризм и любознательность, чувство первооткрывателя побеждают над страхом, то он эту трудность преодолевает. Всё проходит под чётким контролем ответственного вожатого группы.
– Наказания детям нужны?
– Я против наказаний. У нас в семье их нет. Наказание не решает проблему. Это просто очень классный способ для взрослого выместить свою злость на ребёнке, выпустить пар. Взрослым нужно научиться проживать свою злость самостоятельно.
– А свои ошибки вы признаёте?
– Конечно, мне это очень легко. Я громко об этом заявляю: «Ой, я не- прав. Да, действительно, я установил правило и сам его нарушил».
– Как вы проводите время с семьёй, тоже в походах?
– Я стараюсь лишний раз не навязывать им, хотя мы много путешествуем. С младшей дочкой часто ходим на рыбалку, иногда в кафе – это наша традиция. Куда ездим? В последний раз на Можайское водохранилище, до этого в Бологое, Таиланд.