Правительство с 1 декабря разрешило экспорт бензина производителям этого топлива, следует из соответствующего постановления кабмина. При этом для непроизводителей запрет остается в силе и будет действовать до 31 января 2025 года.
«Решение принято для сохранения стабильной ситуации на внутреннем топливном рынке, поддержания экономики нефтепереработки, противодействия серому экспорту автомобильного бензина», — объясняется в сообщении кабмина.
Временный запрет на экспорт бензина, который не распространяется на международные соглашения со странами ЕАЭС, изначально был введен с 1 марта по 31 августа. Правительство назвало меру превентивной — на период высокого летнего спроса. Затем эмбарго приостановили — с 20 мая по конец июля, чтобы предотвратить риск снижения объемов переработки отдельными НПЗ, а также для освобождения портов от топлива, планировавшегося ранее к экспорту.
Однако, если введение эмбарго привело к снижению оптовых цен на бензин, то его отмена возобновила тогда тенденцию к росту. Причем удорожание топлива продолжилось даже после возврата эмбарго в августе и его продления до конца года. Это объяснялось пиковым сезонным спросом, ремонтами на НПЗ и временем, которое было необходимо для насыщения рынка. Основную обеспокоенность вызывал бензин АИ-95, который в конце лета дорожал на бирже (СПбМТСБ) до отметки 74 818 руб. за тонну — максимум этого года.
Эффект стал заметен только в сентябре, когда закрепилась тенденция к снижению биржевых котировок. С условного пика начала месяца (более 62 тыс. руб. за т по АИ-92 и свыше 73 тыс. руб. за т по АИ-95) цены опустились примерно до 60 тыс. руб. за т по обеим маркам в начале ноября. Тенденция прервалась после появления новостей об очередной приостановке эмбарго. На этом фоне стоимость АИ-92 вырастала до 61,9 тыс. руб. за т, а АИ-95 — до 64,8 тыс. руб. за т в середине месяца. Но в последние дни динамика скорректировалась: АИ-92 вернулся к отметке 59,1 тыс. руб. за т, а АИ-95 — 62,7 тыс. руб. за т (по данным на 29 ноября).
В сентябре возможность обсуждения отмены запрета на экспорт допускал глава «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов. «Ремонты закончились, как показывает опыт прошлого года, в середине октября можем не исключать», — говорил он (цитата по ТАСС). По данным источников РБК, весной, когда эмбарго впервые приостановили, активным сторонником этой меры также выступала эта компания. Газета «Коммерсантъ» ранее сообщала, что в этот раз компания также лоббировала открытие экспорта. При этом еще в октябре Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России говорила, что вопрос отмены запрета экспорта на бензина пока преждевременен.
Читайте РБК в Telegram.