В год 225-летия со дня рождения А.С. Пушкина Большой драматический театр представляет экспериментальный проект «Опыты драматических изучений», в котором молодые режиссеры вступили в диалог с текстами «Маленьких трагедий».
Какую трактовку увидим? Как сообщает пресс-служба театра, Александра Толстошева использует инструменты перформанса. Моцарт и Сальери уже двести лет как заперты вместе в странном пространстве и снова и снова проигрывают ситуацию, в которую их поместил автор. Как очистить классический текст от «затертости» постоянных повторов и цитирований? «Следуя заветам Пушкина, создатели спектакля предаются вольному искусству и пренебрегают презренной пользой, — говорится в релизе. — Два актера и один музыкант (Павел Юринов, Андрей Феськов, Владимир Розанов) импровизируют, перекраивают мизансцены, меняются ролями, каждый раз заново воспроизводя пушкинский текст. Он может прозвучать два, три, четыре раза — все зависит от импровизационного потенциала перформеров. И в этих повторах рождается истинная история созависимости противоположных актерских темпераментов, музыкальных структур, ритмов и рифм. Истинная история Моцарта и Сальери».
Фото: Стас Левшин
Что еще необычно: спектакль не имеет фиксированного времени. Он может быть остановлен перформерами в любой момент или идти «до последнего зрителя». Может быть «ясным как простая гамма» или запутаться в сложной алгебре взаимоотношений. Зритель может уйти в любой момент или остаться до конца.
— Меня интересует игровой театр, эта условная формулировка действительно многое объясняет. Я не люблю концепций, я люблю, когда просто играют, чувствуют театр как игру. И в этом типе театра не важно, какие отношения мы исследуем: человеческие, бытийные — главное, в это сыграть. Я счастлива, что в БДТ благодаря Андрею Могучему мне удалось поработать с уникальными артистами: Андреем Феськовым, Павлом Юриновым и невероятным музыкантом Володей Розановым. Эти люди, помимо того, что являются прекрасными артистами, умеют слушать, слышать, обладают огромным чувством самоиронии по отношению к театру, жизни, себе, и мне бы хотелось рассказать скорее про них, чем про себя или Пушкина, — поделилась режиссер.
Показы пройдут 6, 7 и 29 декабря на Второй сцене БДТ (Каменноостровский театр).
Фото: Стас Левшин
Справка «РГ»
Александра Толстошева в 2016 году окончила режиссерский факультет Театрального института им. Б. Щукина (курс Ю.Н. Погребничко). Режиссер и артистка театра «Около дома Станиславского». Ее спектакль «День рождения Смирновой» по пьесе Л. Петрушевской в МТЮЗе был номинирован на премию «Золотая маска».
Кстати
Помимо Александры Толстошевой в «Опытах драматических изучений» приняли участие выпускники мастерской режиссуры Андрея Могучего — Арсений Бехтерев (ставит «Пир после чумы») и Арсений Мещеряков («Каменный гость»).