С 2005 года девушка жила в Греции и получала высшее образование. После окончания экономического факультета Наталье предложили работу, и она продолжила строить карьеру за границей. Поскольку женщина прекрасно владеет греческим языком, то никаких преград в общении не возникало.
«Я там проживала в общей сложности уже около 19 лет, уже привыкла, и разница менталитетов меня не пугала. Языком я владела на академическом уровне, поэтому языкового барьера не было», — говорит Наталья.
В конце 2019 года в социальных сетях она познакомилась с мужчиной по имени Христос — офицером НАТО. Девушка вспоминает: «В самом начале он был очень вежливый, пытался во всем помочь, встретить с работы. Даже если он уходил в море, мне в офис приходили от него цветы. Ухаживать он умел».
В феврале 2021 года пара узнала о скором пополнении. Будущие родители были рады малышу, но каждый радовался по-своему. «К появлению ребенка готовилась только я. Всю одежду, ванночку для купания, первые игрушки закупала сама. Христос ни разу не купил ничего, даже одной игрушки. Всегда говорил, что у него нет времени, либо после того, как мы уже договорились, появлялись срочные вызовы на работу. Всегда были какие-то отговорки, но я, к сожалению, на эти звоночки не обратила внимания», — вспоминает Наталья.
При этом своего отношения к женщине он не изменил — был ласковым. До появления на свет малыша Христос признал отцовство и стал законным родителем.
Бил, но «извинялся»
Примерно за месяц до рождения ребенка у Христоса начали появляться необоснованные приступы агрессии. Позже за каждый из них мужчина просил прощения, обосновывая свое состояние тревогой. Однако приступы повторялись все чаще.
Наталью удивила особая экономность избранника. Имея неплохой доход, он одевался в скромную одежду и шел в церковь брать подаяния, которые раздают малоимущим.
Чтобы не доводить дело до невозвратной точки, Наталья пыталась поговорить с сожителем, но все попытки были бессмысленны. Христос оправдывал свое поведение работой и обстановкой в мире. «Каждый раз он приходил с работы и рассказывал, что были какие-то скандалы, что он на кого-то что-то написал. Я была удивлена такому подходу. И вот тогда у меня начали открываться глаза», — говорит Наталья.
Когда ребенку исполнилось два месяца, агрессия мужчины приобрела новые формы. «Он мог толкнуть меня, резко закричать. После я узнала, что он взял отпуск по уходу за малышом, но сам им не занимался. Этим же отпуском по уходу он и апеллировал в суде после. Утверждал, что он полностью занимался ребенком, а я работала, и ребенок мне был не нужен», — рассказала мать.
Мужчина не отличился яркими отцовскими чертами. Его раздражал плач малыша по ночам, переставленные вещи. Крики могли начаться по любой мелочи. Со временем он стал ночевать в другой комнате, отдельно от семьи. В конце концов, квартира превратилась в коммуналку, где каждый проживает свою жизнь.
«Он куда-то уходил днем. Говорил, что поехал к маме, по делам, ремонтировать или мыть машину, а я оставалась с ребенком и параллельно работала», — говорит Наталья.
Примерно в июне 2022 года Христос узнал, что у Натальи на счету имеются деньги, и начал требовать их. Аргумент был один: «Закрой этими деньгами ипотеку на мою квартиру». Девушка не согласилась и обратилась в суд, чтобы иметь возможность с ребенком переехать и жить отдельно. Ее жизнь начала превращаться в кошмар.
«Он был очень нервным, мог дать мне пощечину или ударить кулаком. Я начала долгие поиски адвоката. Все юристы в Греции отказывались оказывать услуги, так как я была гражданкой России. Меня некому было проконсультировать. Уйти из его квартиры по закону Греции я не могла, поскольку для вывоза ребенка нужно согласие отца. А своего ребенка я никогда не брошу!» — говорит собеседница «РГ».
Фото: Из личного архива
Малыш и закон
По закону Греции, дети принадлежат и маме, и папе, то есть 50 процентов времени малыш должен проводить с мамой, вторые 50 процентов — с папой. Вариант оставить сына отцу даже на полмесяца Наталью абсолютно не устраивал. Злость и отрицание были направлены не только на мать, но и на ребенка. По словам россиянки, взрослый мужчина мог толкнуть сына, когда тот начал ползать и пытаться встать на ноги, дать подзатыльник. Если малыш не хотел есть, насильно толкал еду в рот, пока того не начинало тошнить, но отец закрывал рот рукой, окунать в тарелку. Только когда малыш покрывался красно-бело-фиолетовыми пятнами, тиран отпускал его. Попытки Натальи прекратить это заканчивались побоями. В итоге ребенок перестал есть. Его единственным источником питания стало и остается по сей день молоко.
Как вспоминает Наталья, она могла проснуться от удушения или от давления мужским ботинком на шее. Натовец таскал девушку за волосы, не давал возможность приготовить еду на плите, разогреть воду, чтобы помыться или помыть малыша, брызгал ей в лицо перцовым баллончиком. Мужчина создавал непригодные для жизни условия своему сыну и матери ребенка.
«Он вынес всю мебель, и мы с ребенком спали на ковре. В комнате, где мы жили, были разбиты окна, отсутствовало отопление, поэтому было очень холодно. На горелке на балконе я грела молоко для ребенка и воду, чтобы помыть его. Все, что я перевезла к нему, он убрал и не отдавал. Когда стало холодать, мы были вынуждены укрываться куртками», — вспоминает наша собеседница.
«Когда убьют, тогда и приходите»
Полиция Греции, в которую обращалась Наталья, работала по принципу: «Когда убьют, тогда и приходите». Отец семейства показывал свое удостоверение героя и офицера НАТО, и наряд уезжал. На все доказательства девушки спецслужбы разводили руками. Аргумент был такой: «Если не хочешь жить, как собака, уезжай к себе на Родину». Но — без ребенка.
Помимо все прочего, Наталья вспоминает с содроганием, как она застала Христоса за изнасилованием ребенка. Отец неуклюже пытался оправдаться…
«Я сказала, что повезу ребенка к врачу, но он меня несколько раз ударил, поехать никуда не смогла. После этого всего я поняла, что с ним нельзя оставлять жить ребенка. Лучше я буду жить и спать на полу в этой же квартире, но без ребенка я отсюда не уйду», — рассказала мать.
23 декабря 2022 года в силу вступило решение суда на раздельное проживание Натальи с ребенком и издевавшегося над ними военного. В этот же день женщина с ребенком съехала из прежней квартиры, однако из страны выезд им был закрыт, так как для этого необходимо было согласие обоих родителей.
«Он забрал у нас все. Адвокат мне сказал, что при желании можно судиться, чтобы он вам отдал вещи, и назвал цену. Я поняла, что на эту сумму мне проще купить все заново. Месяц отец не изъявлял желания видеть ребенка», — рассказала девушка.
26 января 2023 года Наталье снова пришла повестка в суд. Рассматривался порядок встреч отца с сыном. Сначала суд определил, что отец должен забирать ребенка с пятницы по воскресенье и вечерами во вторник и четверг.
«Каждый раз, когда ребенок возвращался от отца, мы ехали в больницу, потому что ребенок приходил в ужасном состоянии. За короткий срок терял в весе, я делаю вывод, что его не кормили эти три дня. Когда он появлялся дома, то пил воду без остановки. Я понимала, что, видимо, за ним вообще никак не ухаживают. Он был в грязной одежде, возвращался в состоянии огромного стресса. Перестал плакать, есть, начал плохо ходить. Я всю неделю лечила ребенка, а потом сын снова уходил к отцу», — говорит о том периоде Наталья.
10 марта 2023 года вышло третье решение суда, и порядок встреч отца и сына был пересмотрен. Отец ходатайствовал о проживании ребенка с ним по законам Греции — это возможно и практикуется. Тогда суд определил, что ребенок будет проживать 50 процентов времени с матерью и 50 процентов времени с отцом понедельно.
«Сын появлялся у меня в еще худшем состоянии, чем раньше. Ребенок практически всегда был с температурой, а вес терялся до 600 граммов в неделю, с постоянными запорами, покраснениями в области ануса. Мальчик практически полностью перестал ходить, делая несколько шагов, падал, полностью перестал спать ночью в кроватке, спал только у меня на руках, постоянно просыпаясь, вздрагивая во сне, стонал. Малыш замкнулся, был отстранен, подолгу мог смотреть в одну точку, проявлял агрессию к игрушкам, ломая их, кидая с особой нервозностью, рвал свои некогда любимые книжки. Постоянно просил кушать, но только жидкую пищу, полностью отказываясь от твердой. Он не давал менять ему памперс, плакал, кричал, закрывая ручками эту область. И я снова заподозрила его отца в педофилии», — делится Наталья.
Врачи из местной больницы отказались давать заключение об изнасиловании ребенка, аргументируя это нежеланием быть вызванными в суд. Посоветовали отобрать у отца пребывание ребенка с ночевками с помощью детского психиатра.
«Во всей Греции оказалось лишь одно отделение, в котором психиатры работали с детьми до 3 лет. Я связалась с заведующей, объяснила ситуацию, привезла ребенка. Но и она со слезами на глазах сказала, что не может дать заключение и обследовать мальчика без согласия отца. Я написала отцу, но он отказывался. Угрожал судом мне и психиатру, если мы сделаем это без его ведома», — рассказала наша собеседница.
Новая жизнь
Женщина-медик видела, как на протяжении месяца угасает ребенок, и сказала, что даст заключение на свой страх и риск. О сексуальном насилии доктор не писала, но заключение все равно стало поводом для нового суда. Решение огласили только в октябре 2023 года. Права на воспитание малыша передались полностью матери, однако отца не лишили родительских прав. Тогда за три дня Наталья купила билеты, собрала на скорую руку два чемодана, и они с сыном уехали из Греции.
Сейчас они живут в Щербинке. В безопасности, казалось бы, можно строить новую жизнь. Но офицер НАТО и по совместительству домашний тиран Христос Цагарис подал заявление уже в российский районный суд. Мужчина намерен забрать ребенка себе.
«РГ» будет следить за развитием событий.