Станция СП-41 дрейфовала 20 месяцев, и все это время ее бессменным руководителем был Кирилл Фильчук. Он рассказал ребятам об истории дрейфующих станций, их предназначении, научных исследованиях.
Были заданы вопросы о быте полярников, о том, как они проводят досуг, отмечают праздники, есть ли на корабле возможность заниматься спортом, видели ли белых медведей.
Как рассказал начальник СП-41, одним из любимых видов спорта на станции стали футбольные состязания.
— Когда была возможность выходить играть в футбол, мы это делали. И коллектив сплачивает, и оздоровляет, — сказал он.
На судне есть тренажерный зал, сауна, купель, которую заполняют морской водой. Что касается бытовых удобств, то у каждого — отдельная каюта. Питание четырехразовое, причем прийти в столовую можно и дополнительно в любое другое время. Но что касается уборки и стирки — всё делают сами ученые. В том числе по очереди убирают общественные помещения.
Естественно, никто на дрейфе не отменял ни романтику самого дальнего Севера, ни трудности, которые были, есть и останутся. Работа на льдине — тяжелый физический труд, не прекращающийся при сильных морозах и ветрах. Остаются и опасности: расколы льдины (такое на СП-41 бывало неоднократно), необходимость срочно эвакуировать на борт лагерь и, соответственно, через какое-то время его снова разворачивать. И по-прежнему актуальна тема белого медведя. Мишки заходили на станцию более тридцати раз. К счастью, близкого знакомства удавалось избежать.
Ребята спрашивали, насколько тяжелой воспринимают свою работу сами полярники — вдали от дома, на холоде, с долгой полярной ночью.
— Эту деятельность я не воспринимаю как каторжный труд. Она для меня является лучшим времяпрепровождением, — ответил начальник СП-41.
Школьников интересовал вопрос о том, как попасть на «Северный полюс». Ответ простой: это вполне доступно, причем для представителей различных специальностей, связанных с научными исследованиями или же обслуживанием корабля. Если учесть, что срок эксплуатации судна «Северный полюс» специалисты определяют в 30-40 лет, нынешние школьники успеют оказаться в составе экспедиции.