Один из крупнейших в России производителей майонеза «Эссен Продакшн АГ» (бренды «Махеевъ», «Добрая хозяйка» и др.) уведомил ритейлеров о повышении с 15 декабря отпускных цен на 21 популярное наименование майонеза (на 2,9–10%), на четыре позиции майонезных соусов (на 5–14,6%) и на два вида томатной пасты (на 5–10%), сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо производителя. Его подлинность подтвердил источник газеты на рынке.
Как отмечает газета, это уже второе повышение цен производителем за последнее время: в предыдущий раз «Эссен» пересматривал цен 15 ноября, тогда на 10% подорожали 18 позиций майонеза и два майонезных соуса. Повышение цен компания обуславливает ростом закупочных цен на основные ингредиенты.
Источник «Коммерсанта» на розничном рынке не исключил, что примеру «Эссен» последуют другие крупные производители, однако эти повышения могут пройти в январе: перед новогодними праздниками производителям важно обеспечить объем продаж, считает он.
Основной ингредиент майонеза — подсолнечное масло: жировая фаза в классическом продукте — 50%, напоминает «Ъ». Директор «Совэкона» Андрей Сизов в разговоре с изданием отметил, что по итогам прошлой недели стоимость сырого подсолнечного масла на внутреннем рынке составила 103,85 тыс. руб. за тонну. Неделя к неделе показатель увеличился на 0,83%, год к году — на 40,3%. При этом производители майонеза используют рафинированное масло, стоимость которого в среднем на 10% выше сырого, подчеркнул источник газеты на рынке.
Согласно данным аналитической компании «Нильсен», на которые ссылается «Ъ», с ноября 2023 по конец октября 2024 года продажи майонеза в натуральном выражении сократились на 2,2% к предыдущим 12 месяцам, в денежном — на 1,4%. Частично спрос мог переориентироваться на сегмент столовых соусов, показавший прирост на 3,9% и 12,4% соответственно, отмечает газета. По данным «Руспродсоюза», средняя стоимость майонеза в России сейчас составляет 290,8 руб. за 1 кг, год к году показатель вырос на 5%.
По данным Росстата, за неделю с 19 по 25 ноября потребительские цены в России выросли на 0,36%. С начала ноября цены увеличились на 1,15%, а с начала года — на 7,8%. Больше всего за неделю подорожала плодоовощная продукция, также цены выросли на сметану и сливочное масло.
Так, сливочное масло за год подорожало в среднем почти на 24%. Рост цен власти объясняли увеличением себестоимости производства, повышением стоимости импортных сырьевых материалов и наценкой торговых сетей. В Минсельхозе подчеркивали, что не планируют применять механизм фиксирования цен на продукты первой необходимости, чтобы помочь стабилизировать стоимость сливочного масла.
Для насыщения рынка ведомство увеличило объемы закупок продукта из дружественных стран. Масло в Россию начали экспортировать Турция и ОАЭ. Некоторые производители в ноябре также стали снижать отпускные цены на продукцию.