Падение спроса связано с падением спроса на ипотеку. Выдача жилищных кредитов стала снижаться на фоне изменения условий льготных программ, повышения ключевой ставки Центральным банком, а также общего снижения покупательской способности.
В период 2020-2023 годов объем ввода жилья в России вырос более чем на треть. Но с 2022 года девелоперы начали сталкиваться с рядом вызовов, среди которых — увеличение затрат на фонд оплаты труда, подорожание стройматериалов и рост ставок по кредитам вследствие повышения ключевой ставки ЦБ. Одновременно с этим спрос на жилье стал сокращаться на фоне завершения массовой льготной ипотеки и уменьшения лимитов по адресным программам жилищного кредитования.
«Рост себестоимости строительства, наряду с сокращением рынка, создает угрозу для устойчивости девелоперов. В этих условиях часть проектов может быть отменена или отложена, а застройщики начнут активно сокращать издержки», — подчеркнула Анна Данченок, директор практики «Недвижимость и развитие территорий» «Яков и Партнёры».
В России с учетом текущих тенденций объем продаж новостроек в 2025 году может сократиться на 19-35%. В базовом сценарии это означает уменьшение продаж с 7,5 трлн руб. в 2023 году до 5,3 трлн руб. в 2025 году.
По прогнозам экспертов, в 2024-2027 годах произойдет корректировка цен на жилье. Это произойдет за счет предоставления скидок застройщиками для поддержания объема продаж и закрытия проектного финансирования, появления банковских продуктов для поддержания спроса (ипотеки с плавающей ставкой, отсрочки первого платежа). Если сейчас, по данным экспертов, средняя цена продажи новостроек — 164 тыс. руб. за «квадрат», то в 2025 году она снизится до 130 тыс. руб., а затем будет постепенно расти (до 133 тыс. в 2026 году и до 138 тыс. в 2027-м).
Более значительному снижению цены будет препятствовать сохранение высокого уровня инфляции в 2024-2025 годах (15-20%).
Девелоперам в этих условиях стоит задуматься о том, как пережить сложные времена, отмечают аналитики. Среди возможных мер — расширение деятельности на новых рынках внутри страны или за рубежом (например, в Арктике и на Дальнем Востоке, где действуют льготные ипотечные программы, или в СНГ, на Ближнем Востоке, в Африке и Азии), оптимизация квартирографии ради повышения прибыли от каждого «квадрата». Они могут заняться вертикальной интеграцией, организуя, к примеру, производство стройматериалов и мебели или агентство недвижимости. Многие российские компании уже принимают те или иные меры.