Восточные древности — последнее, что приходит на ум, когда думаешь о собрании Сергея Ивановича Щукина, коллекционера нового западного искусства, шокировавшего Москву картинами Матисса и Пикассо. Между тем фотографии интерьеров дома Сергея Ивановича в Большом Знаменском переулке, сделанные в 1913-1914 годах, сохранили их отнюдь не минималистский вид. Новое французское искусство на этих снимках мирно уживалось с огромными фарфоровыми вазами Императорского завода, мраморными скульптурами граций и мебелью в стиле рококо.
Но одно дело — смотреть фотографии интерьера. Другое — собрать этот интерьер заново сто десять лет спустя. Представить его пусть не во всех деталях, но сохранить смелость ансамбля, например, «Розовой гостиной», которую оформлял Матисс, или перекличку «Весны» Одилона Редона с работой Люй Цзи … Реконструкцию коллекций и интерьеров делает в проекте «Неизвестный Щукин» куратор Алексей Петухов.
Чтобы Пушкинский собрал «пазл» интерьеров дома Щукиных, вещи дали музеи со всей страны
Сказать, что это сложно, — ничего не сказать. Собрание Щукина (вместе с домом, разумеется) было национализировано в октябре 1918 года. В доме открыли I Музей новой западной живописи. И тут же уплотнили его. На первом этаже поселили сотрудников музея и служащих Наркомпроса. Плюс разместили и Всероссийский комитет помощи инвалидам войны, раненым и демобилизованным красноармейцам.
Когда в 1921 году Борис Терновец пришел сюда директором Музея новой западной живописи, он обнаружил, что музей полон еще и старого европейского и восточного искусства. В докладной записке от 21 января 1921 года он писал: «В залах музея в большом изобилии находятся декоративные вазы, а также мрамор, бронза и другое художественное имущество. В запасной комнате музея на полу, подоконниках и столах без всякой системы и порядка сложены фарфоровые фигурки, посуда, изделия из бронзы и т.п. На стенах запасной комнаты — китайские картины, старинная западная живопись и иконы».
Терновец начинает опись этих сокровищ. Благодаря точности описания работ в инвентарных книгах и актам выдачи произведений из музея стало возможным найти сегодня значительную их часть. После инвентаризации искусство Азии у него забрали в только что созданный Музей восточных культур. А затем «непрофильные» для музея вещи, будь то иконы или погребальная маска мумий, стали распределять в собрания разных музеев. Так коллекции старого искусства Щукина оказались «в рассеянии». Чтобы Пушкинский музей собрал «пазл» исторических интерьеров дома Щукиных, вещи из своих собраний дали музеи всей страны: от Дагестана до Якутии, от Петербурга до Астрахани.
Выставка дарит много открытий. Одна коллекция произведений Древнего Египта чего стоит! Матисс упоминал, что Щукин в Лувре непременно шел в залы Египта. В Египте он бывал трижды — в 1906, 1907 и 1909 годах. Одна из поездок, после смерти первой жены, была тяжелой и довольно опасной — по Синайской пустыне к монастырю Святой Екатерины. Но о египетских вещах никто из посетителей дома не упоминал и не писал. Они, видимо, хранились в приватной части дома.
Объем коллекции и выбор вещей показывают, что речь не шла о спонтанных покупках туриста. Леа Сен-Раймон, описав вероятные антикварные магазины Парижа, где Щукин мог приобретать эти вещи, подсказывает, что «Азия и Египет действовали как «воображаемый музей» форм, помогающий понять работы Сезанна, — как и статуэтки из Африки южнее Сахары, которые Щукин купил вместе с картинами Пикассо». Это сопряжение западного и восточного искусства было привычным на рубеже веков у европейских коллекционеров. Так, парижский кутюрье Жак Дусе, умел в своем собрании «без диссонанса совмещать Восток и Запад», как и Карл Эрнст Остхаус, создавший Музей Фолькванг в Хагене. Собрание Щукина вписывается в этот ряд.
Даже для исследователей работа над этим проектом была полна неожиданностей. В результате впервые за 110 лет отреставрированы и показаны деревянные скульптуры, среди которых чудесная раскрашенная «Мадонна с младенцем Христом» конца XV века, старик Святой Симеон с младенцем Христом на руках испанской работы XVII столетия, барочные ангелы XVIII века. Скульптуры были в комнате старшего сына Щукина. И, похоже, пришли в дом из собрания брата — Ивана Ивановича Щукина. Интеллектуал, увлеченный испанским искусством, он покончил с собой в Париже в 1908-м, когда не смог расплатиться с долгами. Эти скульптуры, которые в описи шли как «испанское дерево», могли быть прийти после распродаж к его племяннику — тоже Ивану, но Сергеевичу.
Шлейф историй, связанных с произведениями в доме Сергея Щукина, не всегда можно проследить точно. По крайней мере пока. Может быть, поэтому эта выставка обладает аурой старинного готического романа. Если не со скелетами в шкафах, то с деревянными скульптурами, являющимися то ли из Испании, то ли из Парижа, то ли из шкафа в бывшей детской.
Каждый тут находит свои чудеса. Но об одной находке — в «Эпилоге» — нельзя не сказать. Находкой мы обязаны внуку Сергея Щукина Андре-Марку Делок-Фурко. Он предложил соединить в финале два «симфонических интерьера» Матисса. Оба вдохновлены Щукиным. «Розовая мастерская» написана Матиссом в 1911-м и хранится в Пушкинском. А вторая — «Красная мастерская» — написана после посещения Москвы, в декабре 1911 года. Фактически это две части мастерской Матисса в Исси-ле-Мулино. Эту вторую работу он тоже предлагает Щукину. Чтобы дать представление о ней, делает акварель в январе 1912 года и шлет в Москву. Щукин вежливо отклонил предложение. Уже после войны, в 1940-х годах, «Красная мастерская» была куплена Музеем современного искусства в Нью-Йорке. На выставке акварель помещена на фоне красного планшета размером с картину в МОМА.
Таким образом, мы видим реконструкцию «приватных» коллекций Щукина, которые он никому не показывал, парадных интерьеров с современным искусством, и проекта одного интерьера, каким он мог бы быть по замыслу Матисса.
Навигатор
Выставка будет открыта до 16 марта в Галерее искусства стран Европы и Америки. Цена билета — 400-600 рублей.