На федеральной территории «Сириус» продолжается IV Конгресс молодых учёных. В нём участвуют свыше 7 тыс. человек из более чем 60 стран мира.
Один из стендов выставки посвящён компании БЮРО 1440, которая в составе технологической группы компаний «ИКС Холдинг» занимается разработкой низкоорбитальной спутниковой группировки связи. Сегодня наземной связью покрыто около 35 % территории России. Единственный способ обеспечить повсеместное покрытие — дополнить наземный сегмент спутниковым видом связи.
Aif.ru поговорил с заместителем генерального директора по развитию бизнеса и продуктам БЮРО 1440 Дмитрием Агафоновым о том, когда это произойдёт.
По параметрам — фактически аналог наземных сетей
Дмитрий Писаренко, aif.ru: Можно ли утверждать, что вы создаёте российский аналог группировки Starlink Илона Маска?
Дмитрий Агафонов: С точки зрения расположения высоты орбит и некоторых технических решений — да. Но на самом деле это иная группировка, если оценивать её исходя из конфигурации и применённых технологий.
Необходимый размер нашей группировки — 292 космических аппарата (у Starlink их 7 тыс. — прим. ред.). Таким образом будет гарантировано глобальное покрытие — то есть не только России, но и всей планеты в режиме 24 на 7. Данные будут передаваться на абонентские терминалы, находящиеся на Земле. Канал связи — до 1 гигабита в секунду, что в несколько раз превышает действующие решения спутниковой связи.
— На какой высоте будут летать спутники?
— Высота — 800 км, это низкоорбитальная группировка. За счёт низкой орбиты задержка сигнала небольшая, около 50−70 миллисекунд. Это намного меньше, чем предлагают, например, геостационарные аппараты.
По параметрам связи наша система — фактически аналог наземных сетей связи. Поэтому те программы и задачи, которые сейчас реализуются с помощью наземных сетей, с помощью наших спутников могут быть реализованы в отдалённых регионах страны, где сейчас нет доступа в интернет.
Услуга станет доступна в 2026 году
— Когда это произойдёт? В каком состоянии создание группировки?
— У нас частная компания, созданная совсем недавно, в 2020 году. Первые полтора года мы занималась планированием группировки: подбором необходимой конфигурации, размера аппаратов, высоты, количества, энергоэффективности, срока службы и т. д. Эта большая работа проделана, чтобы сделать сервис экономически обоснованным и доступным клиенту, то есть гарантировать привлекательную интегральную стоимость услуги.
В 2023 году мы создали первые три космических аппарата миссии «Рассвет-1». Они были отправлены на орбиту и, собственно, по сей день продолжают там работать. Их задача экспериментальная — тесты всех необходимых компонентов, платформы, первого канала связи.
Затем мы создали и отправили в космос ещё три аппарата — «Рассвет-2». Они выведены на орбиту в мае 2024 года. Они больше, тяжелее, несут больше полезной нагрузки. Их ключевая задача — тест двух критических для целевого сервиса технологий. Первая — это терминалы межспутниковой лазерной связи нашей собственной разработки. Они позволят отказаться от большого количества наземной инфраструктуры, обеспечат связанность группировки на орбите и абонентов на Земле вне зависимости от места нахождения терминала. Вторая тестируемая технология — абонентская линия связи по протоколу 5G между бортом, находящимся на орбите, и наземным абонентским терминалом.
Обе эти технологии с момента выведения группировки в мае были успешно отработаны. Сейчас заканчиваем все необходимые тесты. Следующий этап — переход к серийному производству, он запланирован на конец 2025 года.
В 2026 году начнём оказывать опытно-коммерческие услуги для закрытой группы клиентов. По мере наполнения орбиты и достижения целевого количества спутников в 292 единицы мы достигнем покрытия 24 на 7. В этот момент услуга станет доступна всем желающим.
Тотальный Wi-Fi
— Что получит рядовой потребитель?
— Мы ориентируемся на три категории клиентов «первой линии». Это бизнес, операторы связи и государство. И если говорить о частном клиенте, физическом лице, то в основной массе он будет получать возможность спутниковой связи через них. Условно говоря, оператор связи сможет устанавливать наш терминал на свою базовую станцию и предоставлять доступ в интернет своим клиентам.
Или, например, в рамках сотрудничества с компанией РЖД мы разрабатываем терминал для вагонов поездов дальнего следования, а далее спутниковый сигнал будет распределён через Wi-Fi внутри состава, и пассажиры смогут пользоваться привычными сервисами интернета в поездках — там, где связи никогда не было.
Точно так же будет сделано для самолётов, удалённых посёлков и т. п.
— Человек пошел в тайгу — у него будет доступ в интернет?
— Если он возьмёт с собой наш абонентский терминал, то да.
— А сколько он будет весить?
— У нас сейчас в проработке два варианта. Первый ориентирован на коллективный доступ. Он будет весить около 15 кг. Также мы работаем над переносным вариантом — для мобильных групп лесозаготовки, геологоразведки либо частных клиентов. Здесь мы хотим достичь результата в 6 кг.
<!—Расположение: —>