***
Люди встречаются. Люди влюбляются. Но, к сожалению, не всегда женятся. А мы пришли в луганский ЗАГС. Вовсе не для того, чтобы зарегистрировать наши отношения, а для того, чтобы зарегистрировать наши впечатления от настоящей луганской свадьбы.
Любовь нечаянно нагрянет. От стрелы амура не убежишь… Тогда скорей в любой районный ЗАГС Луганска! Там распишут за час. Но! Нужна справка участника СВО. А вот если с маршем Мендельсона, пупсом на радиаторе и пеной шампанского — тогда придется записаться в «Дворец счастья». Есть такой в Луганске. Счастье здесь выдают по субботам.
Хозяйка дворца Евгения Михеева — а в миру начальник отдела торжественной регистрации браков и рождения города Луганска департамента записи актов гражданского состояния министерства Юстиции ЛНР (уфф!) — даже растерялась. По поводу нашего репортажа ей звонил сам министр! Нам пришлось проникнуть за разрешением во властные чертоги. Министр просто рассмеялся из-за перестраховки подчиненных. Ведь запросто могли прикинуться свадебными фотографами, делов-то!
Виталий и Юля ждали этого момента восемь лет. Ничего не напоминает? Те самые восемь лет, когда Донбасс был без прикрытия. Уверяют, что проверяли чувства. Мы бы в Москве таких проверок не выдержали. Им виднее… За восемь лет проблем скопилось выше крыши. Когда не было работы, не было света и воды, не было перспективы на счастливую жизнь. Тут и страх, и любовь переплелись. Сегодня победила любовь!
Перед каждым актом брачующиеся проверяются на чистоту своих помыслов в единой российской электронной системе. Это обязательно. А вдруг ты многоженец? На компьютере все видно.
— Мы подключены к единой системе. Бывали случаи, когда брачующийся забывал о своем прошлом браке. И шел под венец с «чистой» совестью. Он потом оправдывался: «ну это было в 90-е, в другой республике, не считается». Считается, считается, у нас все ходы записаны, — рассказывает Евгения Михеева.
На всякий случай мы через компьютер «Дворца счастья» проверили свои матримониальные отношения. У Снегирева два счастливых брака. У Ковалевой — один, но запоминающийся. Техника не врет.
***
Мы зашли в фитнес-клуб «Спорт Фактор». И узнали, что владелец клуба Роман Одновол помогает маленьким детям. Да не простым. У каждого в семье — горе.
Детский центр приютил таких. А на Одновола здесь просто молятся.
В последний раз он купил всем ребятам по персональному велосипеду. А ремонт чего стоит! Скоро Новый год и детям устроят «аква-елку» в суперсовременном спорткомплексе с купанием в бассейне с Дедом Морозом. А тренажеры, а тхэквондо, а спортивная гимнастика? Все это для детишек из центра бесплатно.
… Первой показалась девчушка в наушниках перед ноутбуком. Выполняла задание по русскому языку дистанционно. Общественная организация «Жены дипломатов» из Москвы наладила прямую связь. Мы не посмели нарушить индивидуальный учебный процесс. Пошли к малышам. Они рисовали по специальной программе, разработанной психологами: солнышки, зонтики, облачка. Анна хотела обнять их всех сразу. Но рук не хватало. Вы поймите, это дети проблемных родителей: алкоголизм, агрессия, тюрьма.
Старшая группа усердно писала письма на фронт. Он здесь рядом. И мальчики, и девочки. Все, конечно, желали нашим бойцам здоровья, победы и долгой счастливой жизни. Маленькие души, еще не повзрослев, думают о будущем. Или за них думают старшие. Так уж повелось у нас с детского сада. А ведь приятно получить в окопе весточку из спокойной жизни. Пусть это и не твой сын. Главное, что он растет сыном Отечества.
***
… Добирались до монастыря Иоанна Предтечи только с божьей помощью. Мокрая глина забила покрышки и местные жители выталкивали наш «Солярис» из окопа, который он и выскреб. Поставили потом свечки самаритянину Павлу, который на своей «десятке» вывел наше автотранспортное средство на путь истинный. До сих пор фамилии не знаем. Живут же такие прекрасные люди!
… Снегирев любил играть на скрипке, но никогда не умел. А тут, в монастыре, такое обилие инструментов! Пожалуй, это единственный в России монастырь, где профессионально создают скрипки.
У Страдивари был секрет лака. У Гварнели — клея. У чугинских монахов под Луганском секретов вдвое больше. Тут и клей из желчи осетра, и лак (из чего, монах не скажет никогда).
Как-то приехал скрипичный мастер Андрей Гребнев из Харькова и обучил усердных монахов своему мастерству. Теперь их скрипки поют в самых знаменитых оркестрах по всему миру.
Игумен Варфоломей в детстве играл на скрипке. Но он смирился, как подобает истинному христианину, а потом, приняв схиму, принял и ремесло. Да какое! Мы заглянули внутрь продукции. Там, как и полагается, маленькая бумажка: «Игумен Варфоломей. Монастырь Иоанна Предтечи». И год. Он пишется от руки старого мастера.
Представьте, рядом идут бои, а монахи клеят скрипки. Абсурд нашего времени. Но фронт отошел, а скрипки поют.
В следующих выпусках мы расскажем о том, как наши корреспонденты спустились в угольную шахту и один с трудом поднялся, и про заводы, которые делают в Луганске радиаторы отопления для всей России из чугуна и алюминия.
О том, чем еще живет мирный Луганск в не совсем мирное время, читайте в специальном цикле публикаций «РГ»