В начале 60-х Леонида Гайдая зацепил газетный фельетон о браконьерской троице — двух Николаях и Гавриле с их четвероногим компаньоном, Барбосом. Газетные карикатуры изображали Гаврилу как здоровяка, а его подельников — как две капли воды похожими на Юрия Никулина. Эта встреча с журналистской зарисовкой и определила будущее картин «Пса Барбоса и необычного кросса». Гайдай, словно скульптор, разделил образ одного Николая на два: Трус достался Вицину, а вот Балбес… Балбес мог быть не только Никулиным!
Ходят легенды, что Юрий Владимирович изначально был режиссёром «назначен» на роль одного из жуликоватых браконьеров. Сам Никулин утверждал, что Гайдай, увидев его на съёмочной площадке, воскликнул: «Балбеса искать больше не нужно!» Но всё же Сергей Филиппов и Борис Новиков тоже проходили пробы. Однако сам Гайдай хотел удержать именно Никулина, из-за чего даже подстраивал съёмки под его цирковые выступления, чтобы актёру было удобно.
Но на какие жертвы пришлось пойти Никулину, чтобы оказаться именно таким Балбесом, какого в нём увидел знаменитый советский режиссёр Гайдай! Создание незабываемого образа персонажа — это всегда искусство, требующее от гримёров не только технического мастерства, но и фантазии. В случае с комическим героем Балбесом перед гримёрами стояла задача сделать его образ максимально глупым и легкомысленным.
Чтобы достичь этого эффекта, было решено использовать длинные накладные ресницы, которые в то время не пользовались такой популярностью среди женщин, как сейчас. Этот акцент на глазах привносил во внешний вид Балбеса некий комичный элемент, что прекрасно сочеталось с его характером.
Клея накладные ресницы на глаза Никулина, гримёры стремились подчеркнуть всю абсурдность происходящего. Эти ресницы не только увеличивали выразительность взгляда, но и добавляли элемент сюрреализма, который придавал Балбесу особую харизму. В некоторых сценах актёр специально хлопал ими, что усиливало эффект неуклюжести и наивности его персонажа. В сочетании с красноватым носом, который также стал отличительной фишкой образа, этот приём создавал свою уникальную атмосферу в комедии.