«Согласно полученным в ходе анализа данным, структура расходов Минвостокразвития не претерпела существенных изменений. Несмотря на то, что расходы на предоставление межбюджетных трансфертов по сравнению с 2022 годом увеличились в 1,3 раза, большую часть затрат Министерства (51,2%) по-прежнему составляют субсидии юридическим лицам на реализацию различных мер господдержки экономического развития Дальнего Востока и Арктики. В 2023 году общий объем субсидий юрлицам составил почти 37 млрд рублей», — говорится в сообщении.
При этом, как отмечают в счетной палате, проверка показала, что бюджетная отчетность Министерства признана достоверной, в 2023 году Минвостокразвития исполнило расходы на уровне 99,9% в сумме 72 млрд рублей.
«Это самый высокий уровень кассового исполнения расходов Министерства за 12 лет с момента его образования», — констатировала на коллегии аудитор Счетной палаты Наталья Трунова.
При этом более половины этой суммы (20 млрд рублей) приходится на субсидию, предоставленную «ВЭБ.РФ» на реализацию приоритетных инвестиционных проектов ДФО. «Ранее Счетная палата неоднократно отмечала, что средства начинали осваиваться «ВЭБ.РФ» с задержкой, в результате чего размер неиспользованного остатка на конец первого отчетного года составлял не менее 70%. В 2023 году ситуация улучшилась. По состоянию на конец отчетного года доля неиспользованного остатка составила 26%», — отметила аудитор.
Общий объем субсидий на развитие инфраструктуры территорий опережающего развития в ДФО в 2023 году составил 1,4 млрд рублей. Расходы были распределены на 10 территорий в 7 субъектах ДФО. При этом 83% всех средств на развитие ТОР было направлено в Приморский край.
«По итогам проверки мы отмечаем, что в 2023 году стали активнее использоваться накопленные остатки неиспользованных субсидий, предоставленных Корпорации развития Дальнего Востока в предыдущие годы. За год их совокупный объем снизился почти на 40% — с 1,3 млрд рублей до 0,8 млрд рублей», — отметила аудитор.
Расходы на предоставление межбюджетных трансфертов составили в 2023 году 32 млрд рублей. Основной объем указанных расходов (28 млрд рублей) составила «Единая субсидия», направленная на мероприятия по соцразвитию центров экономического роста субъектов ДФО.
Кроме того, в рамках «Единой субсидии» софинансировались 17 мероприятий программы «Дальневосточная концессия». Соответствующие расходы составили почти 3 млрд рублей — 10% общего объема субсидии. «Одним из аргументов применения механизма концессии была возможность оперативного создания необходимых объектов инфраструктуры. Однако по итогам проверки исполнения бюджета в 2022 году нарушения сроков были отмечены по всем объектам дальневосточной концессии. В 2023 году также зафиксированы нарушения сроков по 15 из 17 объектов», — сообщила Наталья Трунова.
Расходы по госпрограммам «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа» и «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», за реализацию которых отвечает Минвостокразвития, исполнены на достаточно высоком уровне — 99,5%.
Нарушений финансового и системного характера проверкой не установлено. Вместе с тем установлены отдельные нарушения при оформлении документов, предусмотренных законодательством о контрактной системе, перечислении субсидии на выполнение государственного задания и контроле достижения результатов ее использования, предоставлении в Федеральное казначейство первичных документов, необходимых для начисления выплат.