После того как его примут, новая специальность будет внесена в перечень направлений подготовки в системе СПО. Учиться по новому направлению предлагается 2 года и 10 месяцев — на базе среднего общего образования. То есть поступить на программу можно будет только после 11-го класса.
По сути, прецедент: до сих пор в колледжах велась подготовка только педагогов для начальной школы и допобразования, воспитателей для детских садов, мастеров производственного обучения для колледжей и преподавателей таких «вспомогательных» предметов, как музыка, ИЗО, физкультура.
Учиться по новому направлению предлагается 2 года и 10 месяцев. Поступить на программу можно будет только после 11-го класса
Однако в прошлом году министр просвещения Сергей Кравцов сообщил «РГ» на полях Петербургского международного экономического форума, что в планах министерства — начать подготовку учителей для основной школы в колледжах, и анонсировал разработку того самого стандарта.
По словам министра, выпускники колледжей сегодня пользуются большой популярностью у работодателей. А выпускники педагогических направлений особенно востребованы.
Чуть больше года потребовалось чиновникам, экспертам, методистам, чтобы подготовить стандарт, согласовать его с педагогами, обсудить. Специалисты уверяют: документ отражает современные требования к подготовке учителей основной школы и создает новые возможности для развития педагогического образования в России.
Однако еще на стадии идеи возможность появления в школах учителей-предметников для основной школы с дипломом колледжа раскритиковали. Мол, этого уровня будет недостаточно: не случайно же предметников готовят в вузах. Если перевести их на уровень колледжей, придется перекраивать все программы или урезать их объем. Кто тогда придет учить наших детей?
Возможно, поэтому первой ласточкой стали профили по труду и ОБЗР. Предметы новые и важные, но за три неполных года подготовить учителей для них вполне реально.
Школам необходимы учителя по новым предметам. Особенно это актуально для небольших городов, куда неохотно возвращаются выпускники крупных педвузов
Чего, например, не скажешь, о педагогах физики или литературы.
— Система среднего профобразования всегда готовила учителей. Например, в 1973 году в СССР было более 400 педагогических училищ, — рассказала «РГ» проректор Института развития профобразования Светлана Наумова. — В них, как и сейчас, готовили учителей начальных классов, воспитателей дошкольных учреждений, учителей физического воспитания, музыки, изобразительного искусства и черчения. А также уже тогда велась подготовка учителей трудового обучения для 4-8-х классов. Сегодня школам необходимы в достаточном количестве учителя, в том числе по новым предметам. Особенно актуален вопрос для небольших городов и сел, куда неохотно возвращаются выпускники крупных педвузов.
Новый образовательный стандарт, как отметила Наумова, разработан с учетом единых подходов — так называемого «ядра среднего педагогического профобразования», что наравне с достаточным сроком обучения позволит будущим учителям полностью освоить все необходимые педагогические компетенции.
50 тысяч выпускников колледжей ежегодно начинают работать в сфере образования
— Наши выпускники, став учителями, не прекращают учиться сами, постоянно повышают свою квалификацию, — подчеркивает Светлана Наумова. — Уже сложилась практика, что учителя начальных классов со средним педагогическим образованием часто идут учиться дальше в вуз, но уже заочно, совмещая работу учителя и учебу. Уверена, такой тренд сохранится и для педагогов основной школы — выпускников колледжей.
Конечно, здорово, что учителя не бросают учебу, развиваются, повышают свой уровень. Но в любой учебе, даже заочной, есть сессии, на которые учителя-студенты берут отгулы. Родители часто рассказывают, что на время таких сессий детям в начальной школе, как правило, дают других преподавателей на замену. А это для младших школьников — лишний стресс. А если такое начнется в основной школе? Замены запросто могут превратиться в отмены. Здесь есть о чем подумать.
Мнения
Олег Зверев, доцент Московского городского педагогического университета, руководитель программы «Безопасная школа»:
— Сегодня в вузах практически не ведется подготовка преподавателей труда, технологии и Основ безопасности и защиты Родины. Поэтому образовательный стандарт на подготовку их в колледжах очень вовремя — учителей, владеющих знаниями по этим предметам на современном уровне, мало. Да и не уверен я, что на уровне бакалавриата в вузах нужны такие программы. На уровне магистратуры, куда приходят уже люди с профессией, военные или из МЧС, например, — да. В МПГУ есть программы переподготовки для учителей ОБЗР, они полугодовые, но это для людей с высшим образованием. Для выпускников школ почти три года — это как раз. Здесь по программе есть как раз и профессиональные есть компетенции, именно педагогические и профильные. Но вообще, на мой взгляд, история с преподаванием ОБЗР гораздо лучше зайдет, если человек будет уже с опытом, а не сразу после школы. Мне кажется очень важным, чтобы в профессиональную подготовку учителей ОБЗР и труда были включены отдельные дисциплины, связанные с оказанием первой помощи, с пожарной безопасностью, техногенными и природными угрозами. И еще важнее, чтобы дисциплины эти будущим педагогам тоже преподавал профессионал — человек, который знает свое дело. Известны случаи, когда пропожарную безопасность рассказывает далекий от этого человек, которому просто дали учебные часы. Колледжам нужно подумать и об этом: кто будет обучать профессиональному модулю и на чем?
Марина Зуева, директор Ярославского градостроительного колледжа:
— Предмет «Труд (Технология)» — едва ли не один из ключевых в школьной программе. Здесь дети приобретают базовые навыки работы с современным оборудованием, знакомятся с миром профессий, учатся ориентироваться в сферах трудовой деятельности и узнают основы черчения, промышленного дизайна, 3D-моделирования, робототехники, обработки пищевых продуктов, технологий цифрового производства в области обработки материалов. Целый спектр новых направлений, которые требуют новых компетенций от учителя. Уверена, колледжи с этой задачей вполне справятся. Есть и современное оборудование, и мастера. Кстати, на базе нашего колледжа действует детский технопарк, многие направления в котором совпадают с содержанием обновленных уроков труда. И у нас есть программы повышения квалификации для учителей технологий Ярославской области. А наши мастера приходят в школы и ведут уроки. Такая сетевая форма работы возможна и с педагогическими колледжами, где, например, нет необходимого оборудования для подготовки учителей труда.
Анфиса Залялова, директор Казанского педагогического колледжа:
— У колледжей есть сегодня и необходимые ресурсы, и гибкость в части внедрения новых программ. Также программы СПО предполагают меньший срок обучения, что удобно для ветеранов СВО, желающих получить новую специальность, например учителя ОБЗР. Готовить учителей труда и ОБЗР будут под конкретное рабочее место. Будет ли это целевой набор или просто соглашения о сотрудничестве — вопрос технологии.