До введения санкций уровень локализации автомобилей составлял 75-80%, рассказал заместитель гендиректора Минского автозавода (МАЗ) — директор по маркетингу Владимир Янушко. Однако с тех пор ситуация изменилась. Сейчас 50-55% комплектующих для МАЗов производят в Беларуси, еще порядка 45% — в России. Из нашей страны в Минск привозят противосажевые фильтры, двигатели, диски и др., испытывается новая коробка передач. Лишь 4% деталей поступают из Китая и других стран — в основном это электроника, чипы.
МАЗ из-за санкций не останавливался ни на день, подчеркивает Янушко. Сейчас здесь собирают новый грузовик за 20 минут. За 8-часовую смену с конвейера сходит 40 автомобилей. А за год — более 14 тысяч грузовиков, спецтехники и других автомобилей. Большая часть продукции — порядка 62% — ориентированы на российский рынок. Особенным спросом пользуются седельные тягачи. У МАЗа есть 32 завода-партнера в России — шасси МАЗов здесь укомплектовывают кузовами самосвалов, мусоровозов и другой техники.
Совместные программы импортозамещения есть у завода с российскими коллегами с КАМАЗа. «До 2022 года отношения были дружественные, но все-таки мы были конкуренты на российском рынке, — рассказывает о взаимоотношениях двух заводов Владимир Янушко. — После введения санкций появился целый ряд программ по импортозамещению, по производству узлов, которые позволяют и КАМАЗу, и нашему заводу решать программу импортозамещения».
В апреле МАЗ планирует открыть первый в России фирменный сервисный центр МАЗа — в Ростове-на-Дону. В дальнейшем он должен стать мультибрендовым, отметил Янушко — там будут представлены и «Гомсельмаш», и «БЕЛАЗ», и другие флагманы белорусского машиностроения.
Кроме того, в следующем году на базе МАЗа откроется автобусный завод. В результате количество автобусов должно вырасти с нынешних 1,5 тыс. до 3 тыс. в год. Предусматривается производство новой линейки третьего поколения пассажирской техники. В их числе — перронные автобусы. МАЗ, по словам Янушко, единственный завод в СНГ, кто их производит. «Ряд российских аэропортов уже купили эти автобусы второго поколения. А первое поколение, их 200 единиц, эксплуатируется в аэропортах России», — сказал представитель предприятия. На новом заводе будет выпускаться линейка автобусов третьего поколения. Подготовка производства уже завершена.