В ходе проходящей в Москве «Транспортной недели» представители государства, ведущих российских компаний и банков обсудили ход реализации крупнейшего инфраструктурного проекта страны — высокоскоростной магистрали «Москва — Санкт-Петербург».
Точность и предсказуемость
Запуск в эксплуатацию первой в России высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) запланирован на 2028 г. Она пройдет по территории шести регионов: Москвы, Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областей.
«Для движения страны вперед, в будущее, во всех аспектах, от экономики и технологий до социального развития, ей необходимо придавать импульс, — сказал в своем выступлении на форуме Александр Ведяхин, первый заместитель Председателя Правления Сбербанка. — Таким импульсом является проект ВСМ «Москва — Санкт-Петербург. Это первый этап масштабной программы строительства высокоскоростных магистралей в России. Эта магистраль сэкономит пассажирам массу времени. Например, дорога от Москвы до Санкт-Петербурга займет всего 2 часа 15 минут. ВСМ возьмет на себя 2/3 пассажиропотока. Исходя из мирового опыта, именно такой процент пассажирского трафика переходит к высокоскоростным магистралям, если время в пути составляет менее 2,5 часов.
Благодаря этому к 2030 г. провозная способность Октябрьской линии железной дороги может быть увеличена на 70%, до 220 млн тонн в год по сравнению с 190 млн тонн без ВСМ. Это будет огромнейшей гордостью всех нас, когда мы это реализуем».
Кроме того, ВСМ позволит увеличить количество туристических и деловых поездок между двумя столицами. Этого удастся достичь благодаря высокому уровню комфорта и безопасности, точности и предсказуемости по расчету времени в пути. Начиная с 2030 г., поезда типа «Сапсан» полностью исчезнут с линии Москва — Санкт-Петербург, интенсивность воздушного движения между мегаполисами резко снизится.
Опора на свои технологии
«Благодаря реализации проекта будет сделан огромный рывок в технологиях, промышленности, образовании и науке, — сообщил во время мероприятия Роман Старовойт, Министр транспорта Российской Федерации. — Мы построим ВСМ исключительно при помощи отечественных разработок и производственных мощностей. Конечно, это серьезный вызов. Но команда, которая сегодня работает над созданием ВСМ, имеет у себя за плечами большой опыт реализации других сложных, крупных проектов. Поэтому мы все рассчитываем на успех. Когда магистраль будет построена, наша страна войдет в элитарный круг государств, где уже есть такое движение».
Откуда средства?
Понятно, что строительство ВСМ — весьма дорогой проект, который окупится не сразу. Конечно, в него вложится и государство, однако казенные субсидии должны быть возвращены в федеральный бюджет. Поэтому схема финансирования проекта предполагает привлечение более 75% средств за счет внебюджетных источников. В проекте одновременно примут участие крупные банки страны, пенсионные фонды, Фонд национального благосостояния России, РЖД, грузоотправители, а также субъекты Российской Федерации
По словам А. Ведяхина, общий объем финансирования проекта составит 2,349 трлн. рублей. Это крупнейшая концессия в истории Российской Федерации!
<!—Расположение: —>