В метро – с улыбкой
Только в первую неделю с помощью новой технологии пассажиры совершили 400 транзакций. Чтобы пройти через турникет, никакого инструмента, кроме собственного лица, не требуется. Выбираешь на экране устройства опцию “Открыть улыбкой” и ждешь, пока камера считает твои параметры и дверцы распахнутся.
Технология базируется на том, что биометрические данные человека уникальны: расположение носа, кривизна надбровных дуг, расстояние между зрачками и т. п. не меняются с возрастом, если не было пластических операций и травм. А вот очки, другая прическа или отпущенные усы с бородой проблем не создадут. Подделать цифровые слепки невозможно: зашифрованные ключи обезличены, информация хранится в виде векторов, оборудование считывает дескриптор и сравнивает с базой. Кстати, система реагирует исключительно на живого человека, подменить его силиконовой маской или фото не получится.
Пока face pay могут пользоваться только клиенты банка-инвестора, установившего в метро считывающие устройства. Но привязать к биометрическому слепку они могут карту любой кредитной организации. С декабря пользоваться сервисом станут и клиенты других российских банков, отправившие данные в Единую биометрическую систему (ЕБС). Так действует кросс-платформа биоэквайринга.
Как пояснил “РГ” исполнительный директор дивизиона государственных платежей и сервисов банка Алексей Макаров, и в Казани, и в Екатеринбурге применяются коммерческие биометрические системы: пользователь регистрируется в приложении “Госуслуги Биометрия” или в аккредитованных пунктах сбора, его данные поступают в ЕБС, после чего ему становятся доступны самые разные функции. А вот пассажиры столичной подземки фотографируют себя через мобильное приложение “Метро Москвы” и пользуются биометрией лишь в общественном транспорте.
Только в первую неделю с помощью новой технологии пассажиры совершили 400 транзакций
По статистике, в уральском метрополитене с помощью банковских карт ежемесячно совершается 2,9 миллиона транзакций при общем количестве поездок около 4,5 миллиона. Насколько будет востребована биометрия, узнаем чуть позже. В Москве этим сервисом каждый день оплачивают 150 тысяч поездок. Для стимулирования пассажиров, использующих идентификацию по лицу, в Казани ввели скидку в 40 процентов, в Екатеринбурге обещают кешбэк бонусами “спасибо” за 10 поездок до 31 декабря.
Россияне выбирают удобство
После ввода санкций и ухода Apple Pay и Google Pay российские платежные системы начали развиваться вдвое быстрее: появились Yandex Pay, Mir Pay, MTS Pay, собственные BNPL-сервисы (платежи долями). Что касается биометрии, Россия вообще стала первой страной, где она массово используется для покупки товаров и услуг. К примеру, в Свердловской области установлено более 31 тысячи терминалов “Оплата улыбкой”, в том числе 15 тысяч в Екатеринбурге. Причем существуют определенные территориальные предпочтения: в Сибири таким способом чаще всего приобретают спортивные товары, в Северо-Западном регионе – одежду и обувь, а на Урале – продукты, лекарства и стройматериалы. Средний возраст пользователей – 25-44 года, в большинстве случаев это мужчины.
– Мы много занимаемся просвещением, проводим лекции, встречаемся со студентами, выступаем на форумах. Радует, что отношение россиян к передовой технологии постепенно меняется. Согласно исследованию ВЦИОМ, в 2023 году о ней знал лишь каждый второй, сегодня – 7 из 10 респондентов, а степень доверия выросла с 27 до 41 процента, – подчеркивает руководитель проектов Центра биометрических технологий Наталья Цай.
По ее словам, количество клиентов, сдающих биометрические данные в отделениях банков, увеличилось в пять раз, а через мобильное приложение “Госуслуги Биометрия” – в четыре. Пользователь может выбрать разные уровни регистрации, исходя из того, какой функционал и на какой срок он хочет получить. Среди уже реализованных сервисов – банковские услуги для юрлиц и физлиц, пропуск на территорию, так называемый биоСКУД, выпуск усиленных квалифицированных электронных подписей, оформление электронных сим-карт, оплата проезда, доступ в бизнес-залы аэропортов Москвы, Сочи, Владивостока, Казани. Кроме того, в этом году запустили опцию “Старт бизнеса онлайн”, с помощью которой можно поставить на учет в налоговой юрлицо или ИП и открыть счет не выходя из дома. Готовятся к запуску услуги заселения в гостиницу по биометрии, обслуживания в МФЦ, подтверждения возраста покупателя товаров 18+.
– Цель – создавать не разрозненные сервисы, а комплексные, закрывающие определенную жизненную ситуацию, – подчеркивает Цай.
Код доступа
По мнению председателя уральского филиала Сбера Петра Колтыпина, екатеринбуржцев отличает широта запросов на инновации в повседневной жизни. Какие платежные инструменты им сегодня доступны?
Предприятия, внедрившие мобильные и бесконтактные платежи, отмечают рост числа завершенных покупок на 15-25 процентов
Кроме стандартного интернет-эквайринга, то есть списаний по карте, и оплаты смартфоном с помощью NFC-модуля, набирают популярность рекуррентные платежи – автоматические транзакции по подписке, например, оплата связи каждый месяц. Региональный банк “Синара” участвует в эксперименте с цифровым рублем: клиентские операции с новой формой денег тестируют 43 финансиста.
Активно пользуются уральцы и BNPL. Подобные приложения для продаж в рассрочку, в частности, предлагают туроператоры: цены на путевки нынче кусаются. Выгодно и потребителям (нет процентов), и бизнесу (комиссия финансовой платформе меньше, чем банку). QR-коды с 2022 года используются в рознице и общепите, а с октября по декабрь 2024-го можно проехать в наземном общественном транспорте Екатеринбурга всего за 20 рублей вместо 33, если использовать этот способ оплаты. В метро же на кратковременные QR-коды решено заменить жетоны.
– Предприятия, внедрившие мобильные и бесконтактные платежи, отмечают рост числа завершенных покупок на 15-25 процентов. В Китае и Казахстане QR-коды вообще стали стандартом, в КНР более 80 процентов розничных операций осуществляются через них. Правда, там потребитель генерирует код, привязанный к электронному кошельку, а продавец его считывает. У нас же последние пять лет продвигали обратное: касса формирует QR, клиент его сканирует и оплачивает. На мой взгляд, китайский вариант удобнее: для списания средств не нужен мобильный интернет, – рассуждает представитель компании Paygine Артем Журавлев.
Сейчас используются два типа QR-кодов – постоянные и динамические. Первые служат для регулярных платежей и печатаются, например, на столиках в кофейнях для перечисления чаевых или в общественном транспорте для оплаты проезда. Динамические коды создаются на экране продавца или на пинпаде, они открывают платежный шлюз для конкретного чека.
– Идея QR-кода от покупателя как альтернатива банковской карте интересна, но пока не получила распространения: банки недостаточно ее продвигают, а пользователям неудобно постоянно формировать и хранить коды на своих устройствах, – считает заместитель генерального директора компании “Атол” Игорь Вааг. – Впрочем, кассовые системы уже умеют считывать коды маркировки – достаточно лишь доработать ПО, чтобы интегрировать новую функцию, если спрос на нее будет расти.
А как у соседей?
Весь муниципальный транспорт Перми оборудовали блютуз-маячками для быстрой оплаты без использования QR-кода и валидаторов. При входе в салон на телефон поступает уведомление, пассажиру нужно лишь коснуться экрана, чтобы с цифровой карты списались деньги. Для этого нужно установить приложение “Транспортная карта Перми”. Всего в городских трамваях и автобусах можно оплатить проезд четырьмя способами: через блютуз или QR-код, банковской картой, наличными водителю. На подходе пятый – биометрия.
Подготовил Константин Бахарев