Актуально
Ср. Ноя 20th, 2024

В Петербурге рассказали о “Золотом веке” русских инженеров

By Admin Ноя20,2024

– Первые инженеры появились в стране еще при Петре Великом. Уже в конце XVII века Петр I направляет на обучение за границу 50 дворян для изучения “навигацкой науки”, кораблестроения, архитектуры и инженерных искусств. В 1701 году в Москве была открыта школа “математических и навигацких наук”, положившая начало подготовке технических кадров в стране, в 1715 году “навигацкие классы” перевели в Петербург. В этом же году в новой столице создается Морская академия. В 1719 году в городе открывается инженерная школа, вторая в стране (первая – в Москве). А в 1725 году – Петербургская академия наук с университетом и гимназией. Начало этих преобразований привело к тому, что стал повышаться образовательный уровень в сфере инженерии, а во-вторых, складывался круг образованных специалистов русского происхождения, – рассказала Елена Техова, ведущий научный сотрудник музея.

До XX века инженеров в стране было очень мало. Зато они были очень уважаемы в обществе и труд их был хорошо оплачиваемым. Согласно переписи 1897 года, в стране насчитывалось всего 4010 инженеров, и это на страну с населением более 130 миллионов человек.

В то время инженерами становились самые толковые и – располагающие средствами. Обучение было платным. Инженеры, в том числе студенты, имели собственную форму, а на фуражке и воротничке сюртука присутствовали эмблемы вуза и направления деятельности. И это тоже прибавляло уважения в обществе. Например, эмблемой инженеров-технологов стали перекрещивающиеся молоток и штангенциркуль, инженеров-путейцев – якорь и топорик, горных – молот и кирка, электротехников – топорик, лопата и молнии.

Интересно, что инженеры все-таки должны были быть универсалами, обладая широчайшим спектром знаний. И, например, студент последних курсов института путей сообщения мог сдать дополнительный экзамен и получить право строить дома в столице. То есть старались готовить специалистов, которые при необходимости могут и здание, и электростанцию спроектировать. И еще инженеры традиционно были очень эрудированными людьми в самых разных областях – в искусстве, литературе, музыке. И, возможно, именно таким широким кругозором со временем перестало обладать большинство инженеров советского времени и последующих. То есть когда подготовка кадров была поставлена на поток. К тому же с стечением времени менялась сама система преподавания: институты стали готовить узкоспециализированных специалистов.

Женщин-инженеров долгое время не существовало. Эта профессия для дам отторгалась обществом. Женские политехнические курсы (прообраз вуза) появились только в 1906 году. Но из-за сложности программы только три представительницы прекрасного пола дошли до вручения диплома. Однако еще долго дам, получивших техническое образование, игнорировали, не понимая, как женщина может бегать по стройплощадке и ругаться со строителями! Да никак, не женское это дело. Впрочем, как показал последующий опыт, дамы справлялись с разработками достаточно сложных систем, например отопления, или же проектами зданий ничуть не хуже мужчин-коллег.

Несмотря на то что в стране инженеров было совсем немного, они вписали поистине золотые страницы в книгу изобретений человечества. Павел Яблочков – с дуговой лампой, Игорь Сикорский – с самолетами, Александр Попов – с радио, Владимир Зворыкин – с телевидением, Яков Гаккель – с тепловозами. Список можно продолжать.

После Октябрьской революции не все инженеры согласились сотрудничать с советской властью, кто-то уехал из страны, кто-то нашел себе другое дело. В итоге их нехватка стала катастрофической. А на повестке дня было восстановление производства, электрификация, индустриализация. Новая власть стала решать вопрос дефицита кадров открытием ускоренных курсов подготовки инженеров, тем самым резко увеличив количество выпускаемых специалистов.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *