Спецоперация “миротворец”
– Легитимизация многополярности… Так можно обозначить одно из самых важных геополитических событий нашего времени – саммит БРИКС, прошедший в Казани. О нем сказано достаточно, но нам еще предстоит анализировать и обсуждать, вовлекаться в процессы, которые были запущены этой встречей мировых лидеров.
Считаю необходимым отметить очень важный, на мой взгляд, момент, отражающий статус Российской Федерации. В рамках саммита были созданы такие условия, что, например, Китай и Индия, которые до этого не поддерживали прямого диалога на протяжении нескольких лет, провели переговоры в атмосфере взаимопонимания. Все мы наблюдали дружелюбную беседу лидеров Азербайджана и Армении. И это несмотря на серьезные противоречия между этими странами! Таким образом Россия как принимающая сторона и ключевой игрок БРИКС показала, какой силой – политической, экономической – она обладает, какие именно задачи ставит перед собой, в какой парадигме может и должен развиваться новый многополярный мир.
Родные люди
– Я как дипломат и как гражданин рад, что президент Кыргызстана Садыр Жапаров не только выдержал линию дружественных отношений с РФ, но и старается сделать ее более глубокой и насыщенной. Сегодня идет анализ возможного вступления республики в БРИКС, укрепления и усиления нашего присутствия во всех объединениях, где локомотивом является наш стратегический союзник.
Роль России в нашей экономике всегда была весома. Просто хочу напомнить, что стратегические продукты – пшеница, металл, древесина, газ, нефть – поступают к нам от нашего стратегического партнера, причем всегда на льготных условиях.
Что уж говорить, если по ДНК, как утверждают ученые, мы с русскими ближе, чем с некоторыми соседними народами. И именно как к родным россияне отнеслись к нам во время пандемии, оказав беспрецедентную помощь, предоставив все имеющиеся ресурсы. Никто больше не оказал нам такой поддержки. В нее входили и врачи, и медикаменты, и вакцины, и продукты, и оборудование. Об этом нельзя забывать.
А что Запад?
– К сожалению, некоторые кыргызстанцы не до конца понимают, чем вызван истиный интерес к нашей республике со стороны западных стран, для чего уже четвертый десяток лет проводится политика “отрыва” Кыргызстана от России – в информационном, идеологическом, экономическом и политическом плане. Дискутируя на эту тему с коллегами-учеными, студентами, я просто призываю их посмотреть на карту. Где находятся Центральная Азия, Россия и Китай, а где – та же Америка? Все решает география. И конкретные дела.
Если бы условный Запад был по-настоящему заинтересован в экономическом процветании и развитии нашей республики, он за тридцать три года открыл бы здесь достаточное количество предприятий, которые обеспечили бы нас рабочими местами, закрывали бы финансовые и социальные потребности граждан и государства в целом. Но этого как не было, так и нет. Или, допустим, взять сферу образования. Учебные программы можно было бы сделать более масштабными и полезными. Но западные партнеры предпочитают создавать в республике условия, которые способствуют “вымыванию” мозгов и созданию плацдарма для воспитания прозападной политической элиты.
Вот два показателя – вклад в экономику и в молодежь. Будучи министром иностранных дел, я задавал вопрос об этом представителям Госдепа США и другим чиновникам. Внятного ответа я ни разу не услышал. Да, есть небольшие хорошие проекты, в основном европейские, которые действительно призваны улучшить жизнь кыргызстанцев, но их охват минимален.
И, кстати, мало кто об этом говорит, но согласен с позицией, что мы, страны Центральной Азии, для США являемся ничем иным, как “маргиналами”. Ведь ни один из американских президентов до сих пор нас не посетил, а это весьма показательно.
Патриотический прагматизм
– Возвращаясь к географии, хочу напомнить, что Центральная Азия – подбрюшье России. Мы близки к Синьцзян-Уйгурскому автономному району Китая. Немного дальше – Афганистан. Только этим и объясняется интерес к нам со стороны Запада. И по сей день озвучиваются планы затянуть нас в зону нестабильности. Главные американские идеологи на протяжении многих лет говорили об этом совершенно открыто. Поэтому Кыргызстану необходимо проводить прагматичную политику, ориентированную на национальные интересы.
Именно с этой точки зрения все наши запросы – по безопасности, сохранению суверенитета, политической и экономической стабильности – поддерживает стратегическое партнерство, сотрудничество с Россией. Повторюсь еще раз – такую поддержку, такой объем помощи, какие мы получаем от россиян, нам не даст больше никто. Знаете, чтобы постоянно подставлять плечо и протягивать руку помощи, нужно по- настоящему любить страну и всем сердцем болеть за нее.
Только вперед!
– Еще один маркер российско- кыргызских отношений – новая страница жизни Кыргызско-Российского Славянского университета. Несмотря на разные мнения по поводу работы предыдущей команды и достаточно сложный процесс трансформации, ситуация в вузе развивается в позитивном ключе. Новая команда под руководством и.о. ректора Сергея Волкова преследует одну цель – сделать университет образцовым и ведущим не только в Кыргызстане, но и во всей Центральной Азии. И такой потенциал есть. Я, как профессор КРСУ, уже имел диалог с новым руководством, все молодые, креативные и заряжены на конструктивную, созидательную работу. Буквально пашут 24/7 без выходных. Им нужно во многих сферах навести порядок, запустить созвучные современным технологиям и образовательным тенденциям процессы, выправить и кадровую, и экономическую составляющие.
Огромный прогресс в том, что правительством РФ выделяется беспрецедентное финансирование, а кабинетом министров КР создаются все условия для создания не просто кампуса, а настоящего студенческого городка, который станет уникальным пространством не только для учащихся в “Славянском”, но и для всей заинтересованной кыргызстанской молодежи.
Ключевой вопрос
– Как попытки “перетянуть” Кыргызстан в формат взаимоотношений между тюркскими государствами могут отразиться на российско-кыргызских связях?
Аликбек Джекшенкулов: В этом ключе руководство республики также прагматично придерживается наших национальных интересов. Так что, полагаю, тюркские страны нам никак помешать или навредить не смогут. У Турции как ключевого игрока этого объединения свои интересы, у нас – свои. Там, где возможны точки соприкосновения, будет реализация совместных проектов. Не более того.