На сцене царило Лихо – персонаж, которого, разумеется, не было у Пушкина. Но именно это инфернальное, отталкивающе притягательное, смертельно опасное воплощение зла, по замыслу авторов постановки, вовлекает неглупого и хитроватого мужика Емельку в кровавый бунт, бессмысленный и беспощадный. Лихо убаюкивает и гипнотизирует Пугачева, превращает его в царя, вершителя судеб, палача, а затем в преданного, сломленного человека, ставшего жертвой своих же единомышленников. Дикая пляска разбойной пугачевской дружины и навязчивый рефрен их страшной песни “Мой первый друг – булатный нож” – разительный контраст со смешными упражнениями потешного войска, обороняющего крепость (в роли солдат гарнизона – дети с игрушечными ружьями). Столь наглядное столкновение стихий добра и зла позволяет артистам завладеть вниманием непростого зрителя.
А затем наступает очередь дуэта Маши и Гринева. Он принципиально трогателен и романтичен во всем – от зефирных текстов главных арий и первого вальса, который они танцуют, не касаясь друг друга, до последней детали костюма, небесного фона и яркого света. Дети хихикают, в интернете такое ретро уже не встретишь. Но следом, как разрушительное цунами, настигает реальное, неизбежное: гибель гарнизона, казнь родителей Маши за отказ присягнуть “императору”, убийственная ложь и предательство Швабрина, тюрьма, допросы. И раз за разом Маша и Петр, не колеблясь, делают выбор в пользу чести, которую надо хранить смолоду (эпиграф у “Капитанской дочки” такой). Казнь Пугачева, самоубийственное, но спасающее жизнь сопернику признание Швабрина, финальная ария влюбленных – теперь уже зал слушал, затаив дыхание. Театр победил, театр взял за живое.
В общем-то больше никаких рецензий и не надо, только одна сценка в гардеробе, в очереди за пальто.
– Ну-с, и кто мне скажет быстренько, что такое честь? Которую беречь смолоду? – озадачила своих подопечных учительница.
– Честность… Справедливость… Порядочность… – варианты быстро закончились.
– Значит, дома гуглим и к завтрашнему дню пишем сочинение, – прозвучало задание на дом.
Да, времена меняются, и некоторые понятия и мысли приходят к взрослеющим детям с запозданием. Но спасибо Пушкину и театру, что приходят. И учителям, конечно.