Чтобы стартап преодолел «долину смерти», когда первые инвестиции не оправдывают вложений, необходим работающий продукт, уверены в Фонде развития интернет-инициатив (ФРИИ). Для сопровождения проектов в ИТ-сфере на этапе работающего продукта был запущен акселератор «Спринт». Вывести стартап на новый уровень, подтвердить идею, масштабировать бизнес, — со всем этом помогает бесплатная программа акселерации, запущенная по национальному проекту «Цифровая экономика» при содействии Минцифры России.
Как сообщили в ФРИИ, проекты, заявляемые на акселерацию, должны соответствовать двум приоритетным направлениям: «Новые коммуникационные интернет-технологии» (НКИТ) и «Новое общесистемное программное обеспечение» (НОПО). К НКИТ относятся коммуникационные и досуговые сервисы (мессенджеры, социальные сети и т.д.), сервисы адаптации и генерации контента, продукты для онлайн-обучения и другие решения. Примеры НОПО: системы управления отношениями с клиентами (CRM), средства распознавания и синтеза речи, а также интеллектуального анализа данных (Data Mining), инструменты извлечения и трансформации данных (ETL).
Для акселерации команда должна обладать финансовыми и материальными ресурсами, достаточными для реализации проекта на период программы. Уровень готовности технологии должен находиться в стадии не ниже MVP (англ., minimal viable product) — минимально жизнеспособного продукта, который уже тестируют приверженцы новой технологии.
Есть и дополнительные требования: компания-участник должна быть зарегистрирована в качестве юридического лица и иметь не менее двух человек в команде, один из которых обладает опытом в разработке продукта и (или) продажах.
Методология и эффекты акселератора
Особая ценность работы в «Спринте» — взаимодействие с экспертами и трекерами для решения ключевых задач бизнеса, отмечают в ФРИИ. Методология построена на практических занятиях, которые помогают расширению бизнеса. Участники акселератора изучают маркетинг, выстраивают планы продаж, учатся управлять сотрудниками и взаимодействовать с инвесторами и органами государственной власти у тех, кто уже имеет за плечами опыт реализованных проектов.
В качестве экспертов выступают действующие предприниматели, основатели технологических компаний с подтвержденной историей успеха, — они консультируют участников в рамках тематических занятий и индивидуальных консультаций, поясняют в ФРИИ.
«Проектные эксперты внедрили agile-технологию управления проектами и построения команды в нашей компании, после отработки которой работа с заказчиком на коробочной версии продукта позволила оперативно реагировать на их запросы», — говорит участник акселератора директор платформы ARMDL Евгений Слащев.
В ходе индивидуальных консультаций эксперт проекта помогает команде решать конкретную задачу по определенному бизнес-запросу. Команда покидает встречу с экспертом с готовым решением поставленной задачи или детальным планом действий.
«Спринт» помог расширить аудиторию для знакомства с нашим продуктом», — делится руководитель продукта «ИКСАР» компании «Инлайт груп» Игорь Гулянский. Совместно с экспертами ФРИИ там пересобрали воронку продаж, ввели дополнительную сегментацию и для определенных сегментов более четко сформулировали ценностное предложение, чтобы на 30% сократить цикл сделки — с шести до четырех месяцев. «Профессиональная поддержка экспертов и ценные советы и опыт, полученные на семинарах программы, помогли перевести 25% заказчиков на следующий этап воронки. В течение программы мы подписали четыре контракта на 15 млн руб.», — продолжает Игорь Гулянский.
На всем протяжении развития проект сопровождают трекеры. Это специалисты по системному развитию бизнеса — основатели технологических компаний либо предприниматели, имеющие большой опыт запуска и развития таких продуктов, поясняют в ФРИИ. На время программы они подключаются к команде проекта, проводят встречи и помогают формулировать цели для акселератора.
«Трекеры ФРИИ — это максимальное погружение в проект и помощь с развитием, — подтверждает генеральный директор Flyvi Евгений Кравченко. — В момент участия наш проект имел другую функциональность, чем сейчас, но основа — база в подходе к продукту, маркетингу и продажам была заложена именно во время акселератора ФРИИ, что стало для нас очень мощным подспорьем в развитии бизнеса».
В процессе сопровождения проекта задействованы два специалиста: линейный трекер, который помогает с реализацией еженедельных планов, и ведущий трекер, корректирующий общую стратегию, рассказывают в ФРИИ. Их задача — привнести собственный опыт и знания в команду, чтобы та быстрее получила необходимую информацию для развития и избежала распространенных ошибок ИТ-предпринимателей. Трекеры развивают компетенции участников, чтобы ускорить рост и сэкономить время и ресурсы на неэффективные действия. «Трекер, как тренер в спортзале, помогает быстрее достичь желаемого результата: благодаря рекомендациям команда ускоряет процесс развития бизнеса», — говорит заместитель директора по технологическому развитию ФРИИ Сергей Алимбеков.
Кейсы «спринтеров»
Платформа ARMDL, автоматизирующая функции закупки, подготовки документации и межцеховой кооперации — один из успешных кейсов разработки от тестового пилота для 400 студентов в 2020 году до коробочного решения в 2023 году. Особенность последнего состоит в том, что заказчик сам формирует требования к опциям платформы.
«Во время акселерации был расширен функционал в части базовых моделей управления товарно-материальными ценностями предприятия, то есть снабжение и закупки», — говорит директор ARMDL Евгений Слащев. По его словам, программа помогла сформировать и работающую бизнес-стратегию с опорой на CustDev (исследование на аудитории потребителей для выявления их потребностей). Было проработано более десяти гипотез с трекерами из которых остались две рабочих, продолжает он.
Сейчас платформа ARMDL стремится попасть в перечень особо важных проектов и внедрить комплексы у крупных заказчиков. Использование системы как ключевого проекта по разработке и внедрению российских решений в сфере ИТ необходимо, чтобы устранить риски и последствия ограничительных мер в отношении России, — говорит Евгений Слащев: «Мы планируем создать самую большую кооперационную базу номенклатур производственных предприятий».
Другой выпускник «Спринта» — компания «Инлайт груп», разработавшая промышленную платформу дополненной реальности (AR) под названием «ИКСАР» — ПО для цифровизации и модернизации работы производственных сотрудников с использованием AR-очков или мобильных устройств. «70–80% сотрудников заняты на рабочих площадках, в цеху и в полях с минимальным уровнем цифровизации. При этом они ежедневно сталкиваются с серьезными ограничениями — отсутствие доступа к информации и экспертизе на месте при решении критических проблем, посменная работа, опасные условия труда, сложность оборудования», — рассказывает руководитель продукта «ИКСАР» Игорь Гулянский. В компании объединили возможности AR-технологий, искусственного интеллекта, дистанционной поддержки и отраслевой экспертизы, чтобы сотрудник мог работать автономно самостоятельно или удаленно с коллегами и экспертами в любых производственных условиях.
По замыслу разработчиков, платформа предоставляет инструменты аналитики и оптимизации процесса на основе реальных AR-данных. «ПО дополненной реальности для сотрудников на производстве и в полях выполняет ту же роль, что решения ERP для бэк-офиса — это основа цифровизации», — говорит Игорь Гулянский. По подсчетам компании, внедрение AR-разработок позволяет повысить производительность труда на 30-50%, существенно сократить вероятность ошибок, травмы, время простоев оборудования, оптимизировать распределение персонала и сократить командировки, обеспечить 100% прозрачность производства в виде цифрового следа. Как результат — снижение себестоимости и операционных расходов промышленного предприятия.
На момент участия в программе «Спринт» в компании уже несколько лет занимались внедрением проектов в области дополненной реальности. Для ускорения адаптации платформы «ИКСАР» к запросам рынка были разработаны десять типовых сценариев на основе работы с более 100 предприятиями в России.
По словам Гулянского, акселератор нацелен на широкий спектр отраслей, и эффективным механизмом развития программы было бы наличие у каждого проекта акселерации промышленного или государственного партнера.
Еще одним участником «Спринта» стал проект Flyvi — многофункциональный графический редактор с большим количеством шаблонов, инструмент для маркетологов, бизнесменов и блогеров, позволяющий быстро создавать графику для соцсетей и презентаций. «В момент прохождения акселератора графический редактор был в зачаточной стадии, выполняя второстепенную роль для более удобного создания веб-сторис, которые пользователи смогли разместить на своем сайте с помощью виджета», — рассказывает генеральный директор Flyvi Евгений Кравченко. По его словам, для создания веб-сторис был разработан небольшой графический редактор на основе популярной платформы Canva.
Основной рост проекта пришелся на момент, когда Canva ушла с российского рынка, и пользователи стали искать альтернативу. «И тут как раз сработала база и знания, которые мы получили во ФРИИ», — рассказывает Евгений Кравченко. Компания начала вкладывать в маркетинг порядка 40% всего оборота и стала быстро занимать нишу зарубежного аналога с ростом бизнеса около 20% в месяц. «В отличие от наших конкурентов, мы побежали марафон, но именно спринтерским бегом, как нас научили в акселераторе. Это был отдельный колоссальный вызов, который мы смогли выдержать, и сейчас, обойдя всех конкурентов, являемся основным сервисом, замещающим Canva в России», — говорит Евгений Кравченко. В компании продолжают общаться с рынком и внедрять новые функции на основе потребностей пользователей, опираясь на опыт базы, полученной в акселераторе ФРИИ.
Всего за десять конкурсных отборов в «Спринт» поступило 1849 заявок на участие от технологических компаний из 74 субъектов страны, 488 компаний уже стали выпускниками акселератора. Суммарно за период акселерации команды привлекли свыше 240 тыс. новых пользователей, подсчитали в ФРИИ. «Только за 2021–2023 годы в компаниях, прошедших акселератор, создано около 1000 новых рабочих мест, что в два раза выше по отношению к году, предшествующему акселерации. Среднегодовой темп роста численности персонала после акселерации составил более 30%, среднегодовой прирост выручки –1,6 млрд руб.», — подытоживает Сергей Алимбеков.
Следующий отбор в акселератор запланирован на январь 2025 года. Следить за новостями можно на официальном сайте программы.