Актуально
Пт. Ноя 15th, 2024

“Роснефть” внедряет передовые технологии производства в Приангарье

By Admin Ноя14,2024

В 2008 году, когда Верхняя Чона сдала первую промышленную нефть, подразумевалось, что месторождение будут разрабатывать в течение 20-30 лет. Сейчас ВЧНГ строит планы уже до середины века. Ведь по запасам углеводородов, постоянно приращиваемым как за счет нового бурения, так и благодаря современной интерпретации данных сейсморазведки, Верхнечонское месторождение в этом году перешло из разряда крупных в уникальные. Только за девять месяцев 2024 года его запасы увеличились на 19 миллионов тонн нефти – это почти втрое превышает среднегодовой объем добычи.

– Сегодня мы имеем бизнес-план на пять лет и долгосрочные планы лет на двадцать. Они периодически корректируются, в том числе и потому, что технологии не стоят на месте, постоянно появляются решения, позволяющие увеличивать жизненный цикл месторождения, выходить на добычу такой нефти, о которой раньше и подумать не могли. Скажем, 30 лет назад Верхнечонское месторождение считалось нерентабельным. А в прошлом году мы добыли 100 миллионную тонну нефти, – рассказывает генеральный директор АО “Верхнечонскнефтегаз” Вадим Цукер.

Выше, глубже, шире

В конце прошлого года ВЧНГ начал полномасштабную разработку Преображенского горизонта. Он располагается на глубине 1600 метров, над Верхнечонским горизонтом, который предприятие разрабатывает сейчас. Однако Преображенский имеет свою специфику строения, поэтому требует особых технологий добычи. Специалисты “Верхнечонскнефтегаза” предложили метод горизонтального бурения с проходкой по продуктивному пласту от 1000 метров и последующим девятистадийным гидроразрывом пласта (ГРП).

– На текущий момент пробурено 23 скважины: 21 добывающая и две нагнетательные (с их помощью закачивают подтоварную воду для поддержания давления в пласте. – Прим. ред.). В будущем планируем дальнейшее полномасштабное разбуривание Преображенского горизонта. Это процесс не быстрый, он займет несколько десятилетий, – поясняет заместитель генерального директора – главный геолог АО “Верхнечонскнефтегаз” Николай Ведерников.

Кроме того, доказана промышленная нефтеносность усть-кутских горизонтов, залегающих еще выше, – это перспектива ближайшего будущего. А пока компания продолжает разрабатывать нижний – основной – горизонт. И это можно считать ответом на вопрос, как долго намерены развивать месторождение.

Помимо строительства новых кустовых площадок, на Верхнечонском месторождении с 2019 года действует программа уплотняющего бурения. На уже разрабатываемых участках обустраивают дополнительные скважины, чтобы вовлечь в добычу области нефтеносного пласта, не охваченные имеющимся фондом скважин. За это время введено в эксплуатацию 117 скважин, которые обеспечили более 2,6 миллиона тонн дополнительной добычи. Их запускной дебит почти в полтора раза превысил плановые цифры и достиг 70 тонн в сутки.

По новой траектории

Чтобы поддерживать уровень добычи, компания внедряет новые прогрессивные методы бурения, оснащения скважин и поддержания давления в породе. Никого уже не удивишь горизонтальным бурением – сегодня на Верхней Чоне более 700 таких скважин.

– Мощность нефтеносного пласта, который мы разрабатываем, – 10-15 метров. Если бурить вертикально, то мы его вскроем лишь на эти 10-15 метров, если горизонтально – то на 1000-2000 метров. Дебит такой скважины будет намного больше. А учитывая, что таких скважин может быть 5-7, с разнонаправленными горизонтальными коллекторами, то мы охватываем участок нефтеносного пласта диаметром примерно пять километров, – поясняет заместитель генерального директора по бурению АО “Верхнечонскнефтегаз” Виктор Никитенко.

Любой сотрудник может выйти с рацпредложением, оформить паспорт производственной эффективности. Идея будет рассмотрена экспертами. Фото: Екатерина Дементьева

Другой метод – многозабойные скважины, в которых от горизонтального ствола отходит несколько дополнительных боковых ответвлений. Буровики “Роснефти” усложнили известную конструкцию, увеличив количество боковых стволов. Скважина получила название “Березовый лист” – за сходство с листом дерева. Она имеет большую протяженность проходки по коллектору. В фонде ВЧНГ их уже 50. Таким способом вскрывают не одну, а три-четыре тысячи метров коллектора. Нефтеотдача, соответственно, возрастает в разы.

– С 2016 года мы применяем также зарезку боковых горизонтальных стволов – это, с одной стороны, помогает реанимировать скважины, дебит на которых снизился, и даже охватить с их помощью вышележащие горизонты, а с другой стороны – получить серьезную экономию. Нет необходимости обустраивать скважину с нуля – можно использовать уже существующую инфраструктуру, уже готовый ствол, от его верхней части бурить наклонный коллектор и выходить на нужную точку. При этом снижаются затраты на дополнительную технику и расходные материалы. На сегодняшний день ВЧНГ таким способом дало вторую жизнь уже 14 скважинам, – указывает Николай Ведерников.

Строительство скважин со сложными траекториями требует специальных буровых растворов. На Верхнечонском месторождении уже несколько лет используется раствор на углеводородной основе, главный компонент которого – синтетическое масло собственного производства “Роснефти”. Недавно специалисты “Верхнечонскнефтегаза” внедрили новый состав: эмульсию с соотношением масла и воды 30:70. Ее преимущество заключается в снижении объема углеводородной основы и стоимости бурения. Технические параметры строительства при этом сохраняются. Экономический эффект составил в среднем 20 процентов на одну скважину.

Ежегодно нефтяники ВЧНГ совершенствуют и технологии гидроразрыва пласта. Тут надо пояснить, что нефть под землей не залегает озерами – она насыщает горные породы, как вода губку. При бурении нефть под давлением вышележащих пластов начинает сочиться из пор в скважину. Но отдача разных пород сильно отличается. Плотные песчаники Верхнечонского месторождения требуют дополнительных мер – таких как гидроразрыв. Для этого в скважину под большим давлением подается специальная жидкость, которая образует в нефтеносном пласте глубокие трещины. Чтобы они не схлопнулись, в них закачивают сыпучий материал – пропант (мельчайшие керамические шарики) с высоким коэффициентом нефтеотдачи. Специфика операции разрабатывается индивидуально для каждой скважины.

Импортозамещение состоялось

Было принято считать, что передовые технологии в нефтедобыче возможно применять только на импортном оборудовании. Однако время показало, что это не так. По словам Вадима Цукера, широкий спектр установок, узлов и расходников сегодня поставляют отечественные производители. Качество продукции нефтяников устраивает.

– С каждым месяцем российских компаний, которые производят то или иное нужное нам оборудование, становится все больше. Я это четко ощущаю по закупкам: если раньше на торги выходил один российский участник, то сегодня за такой же лот борются два-три. Импортозамещение растет в геометрической прогрессии, и, думаю, можно сказать, что оно состоялось, – подчеркивает гендиректор ВЧНГ.

Ярким примером может служить робот-манипулятор для соединения замков бурильных труб при спускоподъемных операциях на скважинах. И сам робот, и программа для него – российские. Сегодня ими оборудованы все буровые установки эшелонного типа, работающие на Верхнечонском и Северо-Даниловском нефтегазоконденсатных месторождениях.

– Раньше мы использовали гидравлические ключи: работники должны были вручную подвести такой ключ, закрепить его на колонне, потом открепить, отвести. Это требовало больших физических усилий и занимало время. Робот-манипулятор соединяет каждую трубу всего за 31 секунду – в два раза быстрее, чем люди. Он сам подходит, сам раскрепляет соединение бурильного инструмента, сам присоединяет очередную “свечу”, сам отходит – оператору достаточно лишь нажать кнопку, – рассказывает буровой супервайзер ВЧНГ Денис Кравчук.

С учетом того, что для спуска колонны в скважину глубиной 3,5 километра необходимо 145 соединений и разъединений труб, экономия времени на проходку каждого ствола составляет 10 часов. Это позволяет оптимизировать процесс бурения, и без того доведенный до высокого уровня автоматизации. Если в 80 х годах прошлого века в аналогичных геологических условиях скважину бурили бы год, в начале века нынешнего – больше месяца, то сегодня специалисты справляются в среднем уже за 22 дня.

Другой пример – российская автоматизированная система управления наклонно-направленным бурением, которую внедрили на Верхней Чоне и месторождениях Даниловского кластера.

Сложные траектории бурения требуют от операторов высокой квалификации и предельной сосредоточенности. Внедренная АСУ – верный помощник человека. Программа точно выдерживает заданные параметры бурения, помогает компенсировать геологические сложности, увеличить механическую скорость проходки, длину горизонтального участка ствола и при этом на двое суток сократить сроки строительства скважин.

– Программа, например, позволяет в случае необходимости отключить роторный двигатель – оставить его вместе с долотом неподвижными (чтобы не менять траекторию бурения), а вращать только колонну за счет верхнего привода. И наоборот. Это помогает снижать производственные риски, износ оборудования, расход бурового раствора, – поясняет возможности разработки буровой супервайзер ВЧНГ Александр Кальченко.

Кстати, как указывают работники буровой, верхний привод – пример локализации производства. Ранее подобное оборудование производилось немецкой компанией полностью из импортных комплектующих. Привод, что работает сегодня на месторождении, сделан в России.

“Роснефть” нашла ресурсы для повышения операционной эффективности и внутри компании. Собственные мастера выполняют разные виды ремонта сложного оборудования за несколько дней. А рационализаторские предложения сотрудников могут сэкономить миллионы рублей.

– Любой сотрудник компании может выйти с рацпредложением, оформить паспорт производственной эффективности. Идея будет рассмотрена экспертами, они оценят ее экономическую эффективность, и в случае одобрения предложенная практика будет растиражирована. В “Роснефти” в год набирается свыше тысячи таких предложений, в ВЧНГ примерно 75. Это прекрасные новаторские идеи, которые мы черпаем от сотрудников, – говорит Вадим Цукер.

Компания нашла внутренние ресурсы для повышения операционной эффективности. Фото: Екатерина Дементьева

Справка “РГ”

АО “Верхнечонскнефтегаз” разрабатывает Верхнечонское нефтегазоконденсатное месторождение, одно из крупнейших в Восточной Сибири, которое расположено в Катангском районе Иркутской области. Предприятие также является оператором работ на лицензионных участках НК “Роснефть” в Иркутской области и Красноярском крае.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *