Грызуны ищут спрятанные слоновые бивни, рога носорогов, чешую панголина, эбеновое дерево и другие продукты браконьерства. Это не первый опыт применения этих крыс в качестве ищеек. Бельгийская НКО APOPO занимается их дрессировкой для поиска взрывчатки, они уже используются во многих регионах мира в операциях по разминированию. Обучение одной крысы длится около семи месяцев и обходится в 7-8 тысяч долларов, что в три-пять раз дешевле, чем подготовка служебной собаки. Крыс научили выявлять и больных туберкулезом, что существенно сократило расходы на тест-системы.
В минувшем году в китайском Чунцине заявили о подготовке шести белок в рамках национальной программы по поиску альтернатив служебным собакам, однако пока эта инициатива находится в экспериментальной стадии. Призвать на таможенную службу грызунов пытались и в Израиле.
Там речь шла о лабораторных мышах. Соответствующие исследования велись более шести лет, однако о практическом внедрении разработок не известно.
В Германии в 2015 году научили пчел реагировать на запах отдельных видов наркотиков, но за двери лаборатории исследования не вышли. В 1990-х годах Минюст США проводил опыты по использованию в качестве «нюхачей» вьетнамских вислобрюхих свиней: они дешевле и умнее собак, а также менее прихотливы к еде. Впрочем, широкого распространения эти опыты не получили. А в 2017 году одно из полицейских управлений в Аризоне сообщило, что для поиска наркотиков приняло на службу бородатую агаму, но в итоге эта информация оказалась первоапрельской шуткой.